Состоявшаяся сегодня в РИА «Новости» пресс-конференция, посвященная созданию альтернативного киносоюза, была уже вторым мероприятием, проведенным нарождающимся кинообъединением. Первым была пятничная учредительная конференция – на ней была определена учредительная группа, которая займется организацией будущего профсоюза. Вошли в нее режиссеры Алексей Герман-младший, Борис Хлебников, Андрей Прошкин, Владимир Досталь и Виталий Манский. Сегодня трое членов этой комиссии – Герман, Хлебников и Манский, а также председательствовавший в пятницу Андрей Смирнов впервые предстали перед журналистами в новом качестве.
Ветераны Манский и Смирнов, огласив пятничные результаты, логичным образом уступили трибуну молодым, которых давно не было слышно в Союзе кинематографистов. Алексей Герман-младший заявил, что целью создания нового профсоюза является не разрушение старого, а предоставление помощи действующим кинематографистам, которой нынешний СК не обеспечивает. Кроме того, режиссер отметил, что за последние годы у российского кино накопилось огромное количество неразрешенных проблем (к примеру, сложности со съемками детских и анимационных картин), тянуть с решением которых нельзя. Еще одной целью он назвал налаживание более тесного контакта между деятелями киноискусств.
Борис Хлебников был менее прагматичен.
Он рассказал, что вообще не собирался вступать ни в какие союзы, поскольку предпочитал сохранить свой голос, однако чем дальше, тем больше стал замечать, что его голос присваивают «не слишком приятные люди». «Я не с ними, я с теми, кто мне приятнее и интереснее», — подытожил режиссер. Хлебников также отметил: по его мнению, кино стало слишком сильно зависеть от политического курса, превращаться в прикладной вид искусства. Свою позицию он сформулировал так: «Культура и наука в своем изначальном порыве должны быть бесполезны».
Разумеется, имя председателя СК крутилось на языках всех участников собрания. Поначалу выступавшие ограничивались эвфемизмами, вроде «сами-знаете-кто», но потом справились с собой и произносили фамилию Михалкова открыто. Глава Гильдии киноведов и кинокритиков Виктор Матизен, один из инициаторов позапрошлогоднего раскола СК, на пресс-конференцию пришел в качестве обычного журналиста, но вопрос задал вполне в русле своих памятных выступлений. Он поинтересовался, как члены нового объединения собираются реагировать на обвинения со стороны руководства СК в раскольничестве и сочувствии Грузии. Алексей Герман заявил, что ответ обязательно последует, но тут слово взял Андрей Смирнов, твердо возразив, что поводов для дискуссий с Никитой Михалковым у нового союза нет. Манский в свою очередь заявил, что, во избежание повторения нынешнего опыта, в новом профсоюзе деятельность председателя планируется жестко ограничить уставом.
Главным своим козырем создатели киносоюза считают то, что костяк нового объединения составят исключительно действующие кинематографисты.
Андрей Смирнов напомнил, что из почти шести тысяч членов СК примерно 2,5 – ветераны кино, находящиеся в весьма преклонном возрасте. Тем из них, кто решил перейти в новый профсоюз, его учредители также обещают поддержку. Помимо физического в новом профсоюзе планируется и юридическое членство.
Юрлицами должны стать гильдии и региональные представительства, которым будет предложено перейти из СК.
Ближе к концу пресс-конференции, когда зазвучали вопросы о материальной и юридической базе объединения, Смирнов осадил журналистов, напомнив, что альтернативный союз существует всего три дня и задавать такие вопросы пока рано. Манский, как член учредительной комиссии, заявил, что надеется вскоре увидеть всех желающих на первом съезде нового союза. Документалист отметил, что на это может потребоваться около года, а пока предложил всем желающим «посетить представительства в ЖЖ и Facebook». Закрывая пресс-конференцию, режиссер вспомнил прозвучавшие в начале слова Алексея Германа-мл., заявившего, что, хотя у нового союза и нет своего помещения, он может собираться хоть в однокомнатной квартире. Манский продолжил эту мысль, сказав, что ему и коллегам хватит однокомнатной квартиры, чтобы зачать больше новых произведений, чем иным кинематографистам в шикарных апартаментах, но с не вполне активной потенцией.