На церемонию вручения «Инновации» гостей созвали в пространство Baibakov Art Projects на «Красном Октябре». Интерьеры бывшей шоколадной фабрики навевали неизбежную мысль о демократизме происходящего (это вам не Барвиха Luxury Village, где минувшей зимой вручали альтернативную Премию Кандинского). Но усилиями режиссера и сценографа церемонии тема «опрятной бедности» скоро истаяла. Шоу получилось довольно динамичным, насыщенным мультимедийными спецэффектами и нераздражающими саундтреками (в том числе живой джазовой перкуссией от Владимира Тарасова и Павла Тимофеева). Вопреки ожиданиям, процедура не затянулась, хотя при наличии пяти номинаций, двух призов «за вклад» и «за поддержку», а также нескольких поощрительных премий существовала угроза засидеться до полуночи.
Словом, к церемонии претензий не возникало, чего не скажешь о некоторых решениях жюри.
Особенность «Инновации» состоит в том, что соучредителем этой премии является Министерство культуры – таким образом, она вроде как государственная. С другой же стороны, роль спонсоров здесь совсем не эпизодическая. Так что говорить о том, что посредством «Инновации» государство формулирует свои эстетические предпочтения, было бы опрометчиво. Да еще и международное жюри запутывает вопрос. Иногда победители в номинациях предсказуемы стопроцентно, иногда ситуация бывает похожа на лотерею.
В этом году, к примеру, наверняка ничтожным оказался процент тех, кто угадал заранее обладателя Гран-при (главной считается премия в номинации «Произведение визуального искусства»).
Хотя уроженца Харькова Сергея Браткова можно смело называть ветераном арт-сцены и даже звездой актуального искусства, его видеоинсталляция «Балаклавский кураж» представлялась слишком легкомысленной, чтобы претендовать на победу. Фаворитами считали «Большой адронный коллайдер» Николая Полисского и «Ландшафты будущего» Павла Пепперштейна – произведения двух художников, которые уже побывали в шорт-листе конкурирующей премии Кандинского и остались тогда без награды. Но жюри «Инновации» сочло, вероятно, что туповатая интрига противостояния двух конкурсов будет публике неинтересна, и присудило награду (вместе с 250 тысячами рублей призовых) Браткову, который заснял на видео, как ныряют с причала в мутные и захламленные воды Балаклавской бухты отчаянные тинейджеры.
По словам автора, хлопцы тем самым рискуют жизнью. Впрочем на экране эта опасность не очень-то ощутима. То ли тема «бесстрашной человеческой молодости» вдохновила членов жюри сама по себе, то ли все-таки принималась во внимание «совокупность творческих заслуг», утверждать не возьмемся.
Еще одним сюрпризом стала победа в номинации «Новая генерация» питерского дуэта Дмитрия Петухова и Семена Мотолянеца с перформансом «Фигурное катание на мыле».
Сюжет столь же оригинальный, сколь и безбашенный: выложив по полу из брусков хозяйственного мыла своеобразную арену, соавторы до исступления скользили по этой поверхности в программе петербургского бьеннале современного искусства «Диалоги». Девиз перформанса — «дорогостоящий буржуазный лед не всегда доступен широким слоям населения». Можно еще углядеть здесь и пародию на телевизионные ледовые шоу, и намек на нравы коммунального общежития. Но чего совсем не ощущается, так это будущей стратегии. Награждать молодых за дурашливость – есть что-то порочное в этой практике, но жюри виднее, конечно.
Приз за лучший кураторский проект предсказуемо достался Екатерине Деготь за выставку «Кудымкор – локомотив будущего», рассказавшую на новый лад историю о сельской коммуне, которую организовал художник Субботин-Пермяк в первые послереволюционные годы.
В номинации «Теория. Критика. Искусствознание» победила книга знаменитого концептуалиста Андрея Монастырского, основателя андеграундного движения акционистов «Коллективные действия». Этот выбор тоже нетрудно было спрогнозировать: он выглядит подобием компенсации за то, что Монастырскому все никак не дают Гран-при в качестве художника. Лучшим региональным проектом названа VII Красноярская музейная бьеннале «Даль». Обладатели еще двух призов были известны заранее: посмертную награду арт-менеджера Ольги Лопуховой «За вклад в развитие современного искусства» получила ее дочь Вера Ройтер, а премию «За поддержку современного искусства России» выдали галеристке Стелле Кесаевой, основательнице Stella Art Foundation. Пара утешительных призов досталась обойденному в главном конкурсе Николаю Полисскому.
И все бы ничего, несмотря даже на экстравагантность некоторых вердиктов жюри.
Только остается прежняя проблема общественного звучания. Имена нынешних лауреатов, может, и не забудутся на следующий день, но их дальнейшие карьеры едва ли будут зависеть от победы в «Инновации», равно как и в любом другом состязании подобного рода. Наше арт-сообщество, по сути, герметично: раздача наград внутри него мало влияет на слышимость вовне. Впрочем, можно успокаивать себя тем, что цеховые игры будто бы важнее досужего интереса публики.