Дело в том, что создатели фильма «The Infidel» решили сделать всем смешно не вполне обычным способом, а именно – столкнув меж собой две самые шумные противоположности – мусульман и иудеев.
Название фильма «Infidel» можно перевести и как «неверный», и как «язычник». Но первое значение ближе к сути. Сюжет фильма – если не вдаваться в излишние подробности – таков: живущий в Англии мужчина из приличной мусульманской семьи однажды обнаруживает, что он был усыновлен, а на самом деле – самый настоящий еврей. И теперь он вроде бы должен переменить веру и стать иудеем. Ситуация осложняется тем, что его сын собирается жениться на девушке из приличной – естественно, мусульманской – семьи.
Возникающие коллизии и сотворили большую часть шуток и поводов для шумных выступлений.
Главную роль исполнил Омид Джалили (Omid Djalili), англо-иранский актер, который обладает характерной внешностью и довольно активно снимается в кино и на телевидении. Среди его работ – небольшие роли в фильмах «Мумия», «Ноттинг Хилл», «Гладиатор», «Вокруг света за 80 дней», «Небесный капитан и мир будущего» и третья часть «Пиратов Карибского моря». На телевидении он прижился лучше и даже вёл своё шоу, заодно создав себе славу комика.
Невольным учителем новообращенного иудея стал Ричард Шифф (Richard Schiff). Этот актер снимался много, но тоже не на первых ролях. При этом он работал на одной площадке практически со всеми звездами Голливуда и снимался во многих кассовых фильмах. Среди них есть и оскароносная «Скорость» с Киану Ривзом.
И если актеры хотя бы на слуху, а их фамилии, если присмотреться, можно найти в титрах блокбастеров, то с авторами картине повезло меньше. Сценарист и продюсер Дэвид Баддиел (David Baddiel) известен только своими телевизионными работами. Режиссер же Джош Апиньянези (Josh Appignanesi) неизвестен практически совсем.
Непростая тема спровоцировала и непростую судьбу картины. Особенно сложно оказалось с деньгами.
Эта картина была заказана BBC, но разобравшись, во что она ввязалась, компания отказалась от проекта. Баддиел вынужден был искать финансирование на стороне, что ему почти удалось. Почти – потому что он набрал всего 1 миллион фунтов стерлингов, что, по его собственным словам, «не очень много для фильма». Тем не менее фильм был сделан и готов к выходу в прокат.
Реакцию мусульман на этот фильм предсказать несложно: многие из ознакомившихся с фильмом ожидают критических замечаний в форме массовых акций спонтанного народного протеста.
Наиболее дальновидные, правда, добавляют – если, конечно, это кому-то и зачем-то понадобится, как понадобилось в 2006 году поднимать из пыльных архивов карикатуры на пророка Мухаммеда спустя полгода после их публикации в газете. Или, например, как понадобилось в 2008 году срочно обратить внимание общественности на, мягко говоря, никакой фильм депутата парламента Голландии Гирта Вилдерса под названием «Фитна».
Все это, надо сказать, весьма обидно, ибо фильм на деле не про «священную религиозную корову», которую нельзя трогать, а совсем про другое.
Когда-то давно несущий «бремя белого человека» англичанин Редьярд Киплинг написал поучительную историю про Маугли, который вырос в волчьей стае, прекрасно понимал язык зверей, знал все законы леса, но совершенно не знал, что делать с людьми, которые по физиологии и были его настоящей «стаей».
Так и здесь. Дэвид Баддиел состарил своего героя и заставил его отвечать на тот же самый вопрос, на который когда-то отвечал герой «Книги джунглей»: что важнее, кровь или воспитание?
Маугли выбрал кровь.
Тьфу-тьфу-тьфу.