Вчера, 21 марта 2010 года, в Москве прошел очередной парад, посвященный национальному ирландскому празднику – Дню святого Патрика. Во всём остальном мире этот праздник был отпразднован, когда положено – 17 марта, но поскольку в России ирландцев очень мало, то по традиции торжественные шествия сдвинули на ближайшее воскресенье.
В этом году сдвинули не только сам день, но и место его проведения. С самого первого ирландского парада в Москве, который состоялся 15 марта 1992 года, он проводился на Новом Арбате. Этот оживленный проспект перекрывался, и по свободной от машин проезжей части маршем шли оркестры, казаки и куклы с персонажами ирландских сказок.
В этом году маршировать разрешили несколько западнее традиционного места – в районе Киевского вокзала.
Участники парада, которых набралось чуть больше сотни, прошествовали по Большой Дорогомиловской улице до площади Европы. Как пишет РИА «Новости», зрителей порадовали музыканты ирландских коллективов, танцоры, оркестры Министерства обороны, конные казаки и ряженые. Посмотреть на это действо собрались 4 тысячи человек.
По сравнению с прошлым годом, когда в самом параде приняли участие 2,5 тысячи человек, а зрителей пришло почти 6 тысяч, нынешние цифры не впечатляют. Что повлияло на посещение и наполнение самого праздника – перенос места или не очень комфортная погода – знают, видимо, только организаторы и сам Патрик.
Интересно другое.
Когда железный занавес рухнул и бывшая «империя зла» открылась миру, иностранные компании закономерно решили, что наступила пора продвигать свою продукцию в России.
При неразвитости рынка рекламы того времени только популяризация культуры своей страны хоть как-то могла помочь той же Ирландии продвинуть свой товар среди русского народа, у которого уже разбегались глаза при виде разноцветных упаковок с чем-то явно вкусным, но незнакомым.
Задумка островитян сработала в правильном направлении. Конечно, нельзя сказать, что всё ирландское мгновенно стало популярным. Но кельтская культура завоевала вполне устойчивую аудиторию, которая осталась с зеленым островом и в суровые 90-е, и в более благодатные нулевые.
В общем, рекламная кампания удалась на славу.
Одновременно с пивом и ликёром к нам пришло увлечение кельтской музыкой, и сейчас парад в день святого Патрика сопровождает музыкальный фестиваль, на котором с аутентичной музыкой выступают не только ирландские музыканты, но и русские. А ирландские танцы настолько характерны, что узнать их можно, даже не слыша странных названий вроде джига, рил или хорнпайп.
Вообще, казалось, что после падения железного занавеса к нам хлынет вся западная культура. Но вместо него на стражу встал демон Максвелла. И та культура, которая, по идее, должна забить всё русское, проникает к нам очень понемногу, вступая в странный симбиоз с тем, что уже было и есть в России. Она забивается в какие-то ниши, где сидит обособленно, и совсем не собирается посягать на то, чтобы её запах забил русский дух. В полном соответствии с описанием, которое дал своему мысленному эксперименту британский физик Джеймс Максвелл, через демона пробиваются самые быстрые и шустрые, которые вынуждены сохранять скорость, чтобы хотя бы оставаться на одном месте. Ведь стоит таким «попаданцам» чуть сбавить обороты, как их тут же вышвыривает обратно.
Цифры празднования этого года наводят на печальные мысли: не собрался ли Патрик в обратный путь?