В понедельник вечером в Нью-Йорке, то есть нашим утром, на торжественной церемонии были объявлены имена новых членов Зала славы рок-н-ролла. В этом году чести быть представленными среди других мастеров рок-н-ролла удостоились шведская ABBA, англичане Genesis и The Hollies, исполнитель регги Джимми Клифф и американская группа The Stooges.
Зал славы рок-н-ролла – это, как известно, музей и организация в Кливленде (США), которая определяет, кто был наиболее известным и влиятельным деятелем в мире рок-музыки. С 1986 года Зал славы ежегодно пополняется новыми участниками, и на начало церемонии этого года в музее были представлены полторы сотни групп и исполнителей.
Главная интрига этого года даже не в именах победителей, а в том, кто остался за бортом.
В борьбе за право «войти» в Зал славы победители этого года опередили таких исполнителей, как KISS, Depeche Mode, Alice Cooper, Moody Blues, E.L.O., T-Rex, Bon Jovi и Red Hot Chili Peppers. «Перцы», кстати, в этом году впервые получили право баллотироваться – их первый альбом вышел 25 лет назад.
Выбор журналистов, музыкальных обозревателей и прочих экспертов мог бы вызвать удивление, если не знать, что до этого славными рок-н-ролльщиками признаны такие музыкальные гиганты, как Майкл Джексон (и в одиночку, и в составе The Jackson Five) и Мадонна.
В этой компании звездам музыки диско ABBA будет отнюдь не скучно.
Спорить о музыкальных вкусах – дело практически безнадежное. Разумеется, нельзя отрицать, что шведы «выпекали» хиты, как на конвейере, и держали все возможные чарты в кулаке, что их альбомы расходились миллионными тиражами. В конце концов, их милая танцевальная музыка пользуется заслуженной популярностью до сих пор.
Но какое отношение это всё имеет к рок-н-роллу?
По-хорошему, нужно сказать, что самое непосредственное, но выходит – опосредованное. Вряд ли имеет смысл отрицать то, что и Джексон, и Мадонна, и нынешние победители оказали влияние на современную музыку, в том числе и на рок-музыку. Любой исполнитель, рассчитывающий на коммерческий успех, вынужден оглядываться на этих великанов и что-то копировать, что-то развивать. Упёртые рокеры, конечно, морщатся при упоминании идолов поп-музыки, но будьте уверены – они продадут свои гитары за десятую долю успеха группы ABBA.
А что вообще такое – рок-н-ролл? Неужели те самые три аккорда с размером четыре четверти и быстрым темпом, впервые явленные широкой публике Биллом Хейли в песне «Rock Around The Clock»?
А если аккордов будет четыре – это уже не оно?
Оно. На трех аккордах новый стиль не выстроишь, пионерам рок-н-ролла приходилось много и упорно экспериментировать, и в результате их экспериментов «ролл» отпал, а «рок» стал таким разнообразным, что, в принципе, поп-музыку можно посчитать просто одним из его многочисленных ответвлений.
Тем не менее принцип выбора тех, кто будет представлен в Зале славы рок-н-ролла, остается загадкой.
Закрытость процесса выборов – один из главных объектов критики в отношении организации.
Кроме того, вызывает определенное недовольство и то, что выдвижением номинантов занимаются не профессиональные музыканты – это прерогатива отцов-основателей зала. Считается, что они выдвигают исполнителей по своему вкусу и многие остаются за бортом процесса.
Критика обоснованная, но несколько бессмысленная. Любой конкурс с предварительной номинацией – это вкусовщина. Но в Зале славы сейчас представлены практически все видные группы и исполнители раннего рок-н-ролла и различных течений рок-музыки более позднего времени. И даже кое-кто еще.
Например, если в списке представленных в зале исполнителей между Grateful Dead и Джоном Ленноном вы увидите Элтона Джона – не удивляйтесь. Пусть и он там будет. Заслужил.
Выбор этого года, конечно, малость неожиданный. Особенно впечатляет список тех, кто остался вне игры.
И если ABBA очевидно прилепилась к рок-н-роллу сбоку, но особых возражений не вызывает – именно как явление в музыке, то какой из состава Genesis выбрать – тот, что с Питером Гэбриэлом, или тот, в котором за микрофон встал барабанщик Фил Коллинз? Или сразу все?
А кто такие The Stooges? Такой вопрос был задан в одном из блогов, в комментариях к записи о церемонии. А это группа, в которой вокалистом был Игги Поп, ответили там же. И сразу всё стало на свои места.
Наверное, поэтому в статьях на эту тему эту группу сразу называли Iggy Pop and the Stooges — чтобы не спрашивали.
О The Hollies никто не спрашивал, видимо, сразу лезли в Google и узнавали там. Одна из легенд Британского вторжения 1960-х годов. Группа, которая по хитам уделывала The Beatles. Группа, которая, подобно Rolling Stones, не прекратила своего существования и до сих пор выступает. Кто скажет, что она не достойна Зала славы, пусть первый бросит в неё камень.
Кроме того, надо помнить, что запас рок-групп хоть и велик, но не бесконечен. Когда-нибудь лучшие из лучших, лучшие из худших и просто мало кому известные группы и музыканты должны закончиться. Закроют ли на этом прием в Зал славы? Или можно ожидать, что в 2024 году, 25 лет спустя после своего первого альбома, туда будет введена Бритни Спирс? Поживем — увидим, недолго осталось.