В пятницу вечером на Берлинском кинофестивале завершается конкурсная программа — жюри засядет за распределение призов и раздаст их в субботу. У российского фильма «Как я провел этим летом», судя по всему, есть шансы. Накануне берлинские газеты вышли с хвалебными рецензиями. Tagesspiegel сравнил режиссера Алексея Попогребского с Тарковским, журнал Screen выставил арктической психодраме щедрые четыре звезды и вывел в лидеры фестивального рейтинга, Веrliner Zeitung предлагает, если картине не достанется «Золотого» или «Серебряного медведя», вручить хотя бы медведя белого, полярного. Почти все критики отмечают работу оператора Павла Костомарова, а те, кто знает, насколько председатель жюри Вернер Херцог обожает в кино дикую природу во всех ее проявлениях, — те прогнозируют, что легендарному немецкому режиссеру русский фильм понравится.
«Мир вокруг нас был одним из главных персонажей картины, »
— признается Попогребский, говоря о съемочной экспедиции на Чукотку. — Вся наша работа строилась на том, чтоб не диктовать природе, чего мы хотим в кадре, а следовать за ней». По рассказам постановщика, и белый медведь, и мистический туман в одной из ключевых сцен вползли в картину сами, без всякого приглашения. Историю про столкновение двух непохожих мужских характеров на закрывающейся метеостанции Алексей сочинил еще до того, как приехал на Крайний Север. Его вдохновляли книги полярников. А на месте уже приноравливал написанное к реалиям. Прибыв на натуру (шесть часов на вездеходе по тундре от ближайшего поселка), Побогребский, его актеры и закадровая команда с первого дня испытали на себе местный экстрим. Но, пожив по укладу настоящих метеорологов, привыкли. Актеры Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис ныряли в Ледовитый океан и лазили по скользким скалам. Особенно досталось Добрыгину. Его роль Variety называет прорывной и восхищается каскадерской подготовкой молодого человека. «Наш фильм про то, как экстремальное становится обыденным», — резюмируют создатели ленты. «Как я провел этим летом», пожалуй, нравится западным критикам именно тем, что это универсальная, а не чисто российская история. Фильм сделан абсолютно в европейской культурной манере. Он, как пишут газеты, «экспортабельный», то есть заранее приветствуемый в иностранном прокате. Действительно, что тут сложного для любого зрителя: два персонажа, представители разных поколений, каждый сам по себе.
Старший прилежно записывает в тетрадочку показатели хитрых приборов и ждет отъезда к семье на Большую землю. Молодой поглощен компьютерными стрелялками и отчаялся, кажется, дождаться тех приключений, за которыми так далеко ехал. Саспенс начнется, когда старший отъедет порыбачить, а молодой в его отсутствие примет по радио трагическую для напарника весть. Но то ли из трусости, то ли из сочувствия парень никак не решится передать услышанное. Возникает ситуация, когда горе вроде бы у одного, а нервничает, буквально с ума сходит, по этому поводу совсем другой. Психологическое напряжение ленты проняло берлинскую публику не меньше, чем северные пейзажи-ландшафты, заснятые оператором Костомаровым на суперсовременную «цифру».
Если выступление России в конкурсе, вне зависимости от результатов, можно назвать успешным, то хозяева соревнования, похоже, провалились.
В четверг пресса освистала, точнее, прогудела «ууу» исторической драме Оскара Роелера «Еврей Зюсс: фильм без будущего». Картина повествует о том, как в начале Второй мировой доктор Геббельс спродюсировал костюмную драму «Еврей Зюсс». Исполнитель заглавной роли, истинный ариец, рассчитывал на большое искусство, а получил пропагандистскую драму, популярность среди нацистов и презрение от еврейского народа и собственной семьи. С сороковых годов фильм запрещен к показу, поэтому его фрагменты здесь пересняты заново. Видно, что проект дорогой и его участники старались, но берлинская публика картины не приняла. И актер Мориц Бляйбтрой в образе Геббельса (немного, кстати, напоминающий Шелленберга — Табакова) ее не завоевал.
Зато на ура местный зритель принял американскую инди-комедию Лизы Холоденко «Дети в порядке». После официальной премьеры фестивальные фильмы тут демонстрируют обычной публике с билетами, и стоит побывать на таком сеансе, чтоб убедиться, насколько в Берлине благодарный и отзывчивый на малейшие экранные шутки зритель. Джулианна Мур и Аннет Беннинг играют пару лесбиянок, давно живущих вместе и воспитывающих двоих детей от анонимного донора.
В один прекрасный день детишки решают разыскать своего биологического отца. Знакомятся с ним, приводят в дом и ставят домашний покой под угрозу. «Для меня фильм интересен прежде всего правдой отношений в браке», — заметила посетившая берлинскую премьеру фильма Джулианна Мур. — и то, что это гей-брак, не важно. Проблемы в любой семье со стажем и с подрастающими детьми схожи». Что ж, необходимость разговора о чисто женской любви, наверное, давно назревала. У мужчин все-таки уже есть не одна «Горбатая гора», женщинам как-то везло меньше.
Что ж, дождались — хотя бы и комедии.
Ну а в заключительный конкурсный день на красную дорожку Берлинале выйдет Жерар Депардье, катающий Изабель Аджани на мотоцикле в фильме «Мамонт», а также хороший режиссер Майкл Уинтерботтом, чей нуар «Киллер внутри меня» в штыки приняли на недавнем Санденсе из-за шокирующих сцен насилия. «Эти сцены заставляют задуматься: что не так с миром, в котором мы живем, — настаивает Уинтерботтом. — Полагаю, более морально показывать насилие и убийства как ужас и шок, чем как нечто приемлемое». Посмотрим.