Фильм «Разумное сомнение» Питера Хайамса начинается с прекрасного эпизода: женщина с завязанными глазами пробует кофе — растворимый, из кофеварки и эспрессо «по три доллара за чашку». За процессом наблюдают телекамеры, и молодой обаятельный тележурналист объявляет, что 51% опрошенных называет самым вкусным растворимый кофе или сваренный в кофеварке.
«В следующий раз, доставая кошелек, вспомните об этом», — призывает он.
Этот эпизод в принципе полностью исчерпывает фильм «Разумное сомнение»: это кино ни разу не притворяется эспрессо по три доллара за чашку. Это честная жидкость из кофеварки, приготовленная на основе качественного сырья — одноименного фильма Фрица Ланга 1956 года.
Тележурналист Си Джей Николас мечтает получить Пулитцеровскую премию, вывести на чистую воду продажного окружного прокурора Марка Хантера и затащить в постель миленькую юристку – можно в другой последовательности. Надо обладать некоторой смелостью, чтобы взяться за ремейк киноклассика Фрица Ланга, и бесхитростностью, граничащей с наивностью, чтобы выкинуть из оригинала все морально-этические проблемы героев. Режиссер объяснял, что хотел сделать классический нуар, «только с молодыми актерами». Молодые актеры – это, в первую очередь, Джесси Меткалф – садовник из «Отчаянных домохозяек» — и Эмбер Тэмблин из «Джинсов-талисмана». В роли прокурора громокипящий Майкл Дуглас, убедительный, как само зло. Но молодость не очень подходит классическим нуарам: отсутствие опыта в глазах молодых героев превращает психологический эксперимент в забавные опыты на мишках гамми.
У Ланга речь шла об отмене смертной казни – у Хайамса герой хочет стать знаменитым.
У Ланга любовь и вера в человека, которого любишь, переворачивала жизнь — у Хайамса «слово на букву Л» неубедительно произносится после второго свидания, а разумное сомнение по поводу человеческих качеств возлюбленного возникает с первых же кадров. Хайамс не любит оставлять зрителя в дураках, он щадит наши нервы, сводя саспенс к мощным погоням в духе семидесятых, когда начинает казаться, что машина «плохих» обладает собственной злой волей и преследует «хороших» с непобедимой акульей хищностью.
Автор «Козерога-1», «Конца времен», «Узкой грани» и, между прочим, сиквела кубриковской «Космической одиссеи 2001», Хайамс всегда снимает так, как будто и семидесятые, и восьмидесятые еще продолжаются где-то за углом. Он показывает героев, которые не меняются в течение фильма – в лучшем случае они узнают что-то новое. Так как герои принципиально не эволюционируют, режиссеру, очевидно, приходится выбирать сюжет, основанный на случайностях, ошибках и фейках – как в том же «Козероге-1», где полет на Марс был сфабрикован (привет Пелевину), или очень вольном переложении Брэдбери «И грянул гром», где бабочка, случайно раздавленная в прошлом, меняла будущее.
В «Разумном сомнении» фейков множество.
Окружной прокурор фабрикует улики, чтобы выигрывать одно дело за другим. Молодой тележурналист подделывает улики громкого дела, чтобы попасть в тюрьму и доказать, что окружной прокурор – нехороший человек. Эту пирамиду подделок венчает ошибка сценариста: за телерепортажи не дают Пулитцеровскую премию. Фильм превращается в одну большую высадку на Марс – очаровательный фейк о природе фейка.