Недавно где-то мелькало исследование психологии диснеевских красавиц. От Белоснежки до Русалочки, все они были прекрасны, видели смысл жизни в покорном ожидании не менее прекрасного принца или хотя бы человека, способного найти кучу денег. Тот, разумеется, появлялся и сразу в героиню влюблялся, потому что она красавица. А что еще делать с красавицами? После небольших и решаемых проблем – ну, расколдовать чудовище, превратить свой хвост в ноги, прибраться в гномьем домике – красавицы-принцессы получали принца в бессрочное пользование и жили с ним долго и счастливо.
Потом наступила эра 3D, и что-то случилось – не то с принцами, не то с женщинами, не то с наивным романтизмом, но, в общем, милые диснеевские 2D-сказки съели отравленное яблочко и отправились баиньки в хрустальный гробик.
Окончательным прощанием с двухмерностью стал фильм «Зачарованная», в котором рисованная диснеевская принцесса выпадала из нью-йоркской канализации в настоящий, живой город и пела с местными крысами и драными голубями. Казалось, «Зачарованная» полностью закрыла тему рисованных принцесс: после объятий нью-йоркского юриста двухмерное королевство уже никого не может привлечь.
Авторы «Русалочки» и «Алладина» Рон Клементс и Джон Маскер попытались в мультфильме «Принцесса и лягушка» вернуться в нарисованный мир – по-настоящему, вручную нарисованный.
И оказалось, что идеальный способ сделать отравленной дисней-романтике искусственное дыхание – это пересмотреть все сказочные стереотипы. Во-первых, никакого «в тридевятом царстве»: место действия «Принцессы и лягушки»– Новый Орлеан, время действия – 20-е годы. Во-вторых, героиня не принцесса, а официантка. В-третьих, чернокожая. В-четвертых, почти весь фильм она проводит в облике лягушки, так что богатому принцу сложно полюбить ее за красивые глаза. А, ну да, принц тоже не очень-то и богат – просто милый обалдуй из далекой страны, бездельник, польстившийся на посулы зловещего вуду-бандита. Бандит превратил принца в лягушонка, и теперь зеленому приходится скакать в поисках принцессы, готовой его поцеловать.
Вместо принцессы он находит официантку.
Чернокожая Тиана очень любит готовить и мечтает, что когда-нибудь откроет собственный ресторан, как этого хотел ее отец. (Отец пугающе похож на Обаму, но даже если бы не был, все американские кинокритики с каким-то злорадным удовольствием отметили, что первая чернокожая диснеевская принцесса появилась именно во время правления первого чернокожего президента). Она работает официанткой день и ночь, чтобы скопить достаточно денег и открыть свое дело, и однажды на празднике видит лягушонка, который просит его поцеловать. Целует – и сама превращается в лягушку. Теперь, чтобы расколдоваться, эти земноводные должны найти настоящую принцессу. В процессе поисков избалованный донжуанистый принц учится резать грибы, а Тиана - танцевать. Все это происходит под звуки знаменитого новоорлеанского джаза.
Самое прекрасное в фильме - живность, окружающая главных героев.
Светлячок Рой, влюбленный в далекую звезду Эванджелину (авторы имели в виду стихотворение Лонгфелло). Крокодил Луи, восторженно наяривающий на трубе (авторы имели в виду Армстронга). Подруга главной героини, дурында с амфетаминовой бойкостью (авторы имели в виду блондинок). Вуду-ведьма, хранящая у себя среди прочего хлама волшебную лампу Алладина (авторы имели в виду вспомнить молодость). Все это мерцает, пляшет, шевелится и прекрасно поет (фильм озвучивал, например, Билли Новик из Billу's Band).
Милая музыкальная сказка про любовь и призвание.
Но чуда вроде «Белоснежки» или «Красавицы и чудовища» из «Принцессы и лягушки» все-таки не вышло: классическому ощущению диснеевской сказки мешают навязчивые отсылки к реальности. Призраки Обамы и урагана «Катрина» мрачно реют, черным молниям подобны, и на их фоне меркнут приключения земноводного высочества.
Если же отвлечься от президентов, песен, плясок и идеи о том, что любовь важнее денег, а деньги лучше, чем их отсутствие, останется мультипликационная версия старого советского ромкома «Влюблен по собственному желанию». Приключения работящей лягушки и красавца-пофигиста в волшебном мире зарождающейся любви.