Киноакадемики искренне хотят сделать поражение умов критиков и прочей публики своей хорошей традицией. В прошлом году действительно неожиданно абсолютно для всех насквозь некоммерческое «Дикое поле» Михаила Калатозишвили взяло гран-при, обошло «Адмирала», и победа эта вселила всяческие смутные надежды.
В этот раз удивить, что уж там говорить, тоже удалось, но несколько в другом смысле.
Дело в том, что на этот раз среди номинантов не то чтобы нельзя выделить фаворита. Сложности возникают, скорее, с мотивацией отборочной комиссии. На вчерашней пресс-конференции, приуроченной к оглашению номинантов, председатель экспертного совета премии Кирилл Разлогов механизм отбора, конечно, объяснил. Ученый совет выбирает фильмы, вышедшие в прокат с 1 ноября 2008 года по 31 октября 2009-го. Не вошедшие в число номинантов кинематографисты могут высылать им диски со своими фильмами в надежде на включение в список. Такое объяснение в результате всех только запутало и уж точно ничего не прояснило. Для примера скажем, что больше всего номинаций (шесть, преимущественно технических) у фильма «Стиляги». Каким годом – прошлым или уходящим – датировать новогоднее кино — и правда неясно, однако альтернативные академики еще в апреле успели вручить мюзиклу Валерия Тодоровского «Нику» за лучший фильм прошлого, соответственно, года. Понимать ли включение Национальной академии кинематографических искусств и наук (не путать с Российской академией кинематографических искусств) в число номинантов «Стиляг» как возобновление соперничества двух главных кинопремий или еще как-то – непонятно.
Но, если «Стиляги» все же возьмут Гран-при, конфуза не миновать.
Если оставить в стороне картину Тодоровского, то лидером среди номинантов стал «Царь» Павла Лунгина. Очевидные странности есть и здесь. Бог с ним, с Петром Мамоновым, которого не представили на лучшую мужскую роль, – он в прошлый раз со своей речью про маленького разведчика уже отличился. Странно другое: Олег Янковский попал в список номинантов не за роль митрополита Филиппа, а за Каренина в «Анне Карениной» Сергея Соловьева, которую никто до сих пор не видел. Картина, прокатная судьба которой до сих пор остается туманной, кстати, представлена и на соискание приза за лучший фильм года. Также, к слову, отметим, что за роль в лунгинском фильме Янковский на днях был посмертно удостоен премии «Белый слон», вручаемой Гильдией кинокритиков, которую возглавляет Виктор Матизен – самый ярый оппонент Никиты Михалкова в памятном конфликте в Союзе кинематографистов, исключенный из СК на съезде в Гостином Дворе.
В остальном все вроде бы понятно: «Палата № 6» Карена Шахназарова в трех номинациях, в том числе и (совершенно заслуженно) за лучшую мужскую роль Владимиру Ильину (тут он соревнуется как раз с Янковским); «Петя по дороге в Царствие небесное» Николая Досталя представлен тоже в трех. Вопросы, впрочем, находятся и здесь. Академики категорически обошли вниманием отличившихся на «Кинотавре» молодых режиссеров, обруганных в Госдуме Станиславом Говорухиным за недостаток духовности. Речь идет о «Бубне, барабане» Алексея Мизгирева, «Волчке» Василия Сигарева, «Я» Игоря Волошина и «Сумасшедшей помощи» Бориса Хлебникова. Первая и последняя картины, впрочем, попали в список номинантов: Наталья Негода, сыгравшая в «Бубне», номинирована на лучшую женскую роль, но, кажется, скорее, по совокупности заслуг. Анна Михалкова, в свою очередь, поборется за лучшую женскую роль второго плана в «Сумасшедшей помощи». Больше ни в одну номинацию фильмы, признанные многими критиками и прозорливыми зрителями главными российскими кинособытиями года, не попали.
В номинации «Лучший сериал» тем временем борются ментовский «Глухарь» и ситком «Папины дочки».
Для премии, претендующей на звание отечественного «Оскара», все это выглядит по меньшей мере странно. С одной стороны, если российские академики вслед за американскими присуждают награды популярному кино, то непонятно, что в списке делает та же «Анна Каренина». С другой — присутствие среди номинантов «Стиляг» выглядит едва ли не вынужденным жестом, говорящим о том, что за год в российском кино ничего интереснее прошлогоднего блокбастера так и не случилось. На этом фоне озвученные на пресс-конференции жалобы президента Академии Владимира Наумова на засилье фабульного кино и вовсе выглядят так, будто при составлении списка номинантов с ним забыли посоветоваться.
Так или иначе, «Золотой орел» вернулся к тому, с чего начал. Нет, в прошлом году «Адмирал» тоже был в фаворитах, но конкуренцию ему составляли картины несколько иной направленности, создавая определенную интригу, которой в этом году премия лишилась. Разве что «Анне Карениной» действительно дадут путевку в мультиплексы, выдав Гран-при.
Отвечая на вопросы журналистов о выборе фильмов, Кирилл Разлогов попытался успокоить общественность тем, что кинопремий у нас все равно три – всем хватит.
Одну из них под названием «Золотой орел» вручат 29 января 2010 года.