Представители дома Sotheby's не скрывают своего радостного удивления по поводу результатов аукциона, прошедшего 11 и 12 ноября. По словам Тобиаса Мейера, после года более чем вялых продаж коллекционеры вновь восстанавливают былую активность. А одного из участников нью-йоркских торгов можно назвать даже гиперактивным.
За раннюю шелкографию Энди Уорхола «200 долларовых купюр» неназванный покупатель выложил $43,763 млн при эстимейте не более $12 млн.
Это произведение «короля поп-арта», выполненное им в 1962 году, предельно подробно описывается своим заголовком: здесь изображены лишь ряды банкнот. Нетрудно подсчитать, что курс рисованной валюты по отношению к реальным долларам составил 1 к 200 тысячам.
Неплохо продались и другие работы Уорхола. «Автопортрет» 1965 года, когда-то подаренный художником одному из охранников свой студии «Фабрика», ушел за $6,130 млн, а рисунок с изображением опять-таки долларовых банкнот, только в рулоне, стоил покупателю $4,225 млн.
С легкостью преодолели миллионные рубежи и некоторые другие авторы.
Например опус «Серые номера» Джаспера Джонса, коллеги Уорхола по поп-арту, выручил $8,706 млн. За полотно «Orange, Red, Orange» знаменитого абстракциониста Марка Ротко его новый обладатель выложил $3,385 млн. Среди ныне живущих авторов лидером оказался американец Брюс Науман, фронтмен недавней биеннале в Венеции: его композиция из неоновых надписей «Violins, Violence, Silence» была оценена в $4 млн.
Суммарный результат торгов в полтора раза превысил самые оптимистические ожидания.
Хотя цифра в $178,5 млн абсолютным рекордом не является, однако она вполне сопоставима с показателями докризисного 2007 года. Если учесть, что неделю назад тот же Sotheby's на нью-йоркских торгах Impressionist & Modern Art выручил свыше $210 млн, то разговоры о возрождении международного арт-рынка можно считать уже не заклинаниями, а практическими оценками текущей ситуации.
Коснулся ли этот «ренессанс конъюнктуры» коллекционеров из России, покажут предстоящие в конце ноября «русские торги» в Лондоне.