Сегодняшнее первое заседание возглавляемого Владимиром Путиным правительственного Совета по развитию отечественного кинематографа началось выступлением Александра Авдеева. Вернее, министр культуры выступил перед началом совета, упредил его, так сказать, приятными новостями. Приятные новости были следующими: государственное финансирование киноиндустрии в России в 2010 году будет увеличено на 55% и составит 4,9 миллиарда рублей, сообщил министр журналистам. Это единственная содержательная часть его выступления – было, конечно, сказано еще несколько слов о том, что надо бы выпускать весь спектр кинематографической продукции — анимационные, авторские, детские, полнометражные документальные фильмы, что надо развивать сеть кинотеатров и т. п. Но это уже не новости, а дежурные заклинания, которые произносятся каждый раз, как только речь заходит о проблемах киноиндустрии. Духи кино, впрочем, к этим заклинаниям маловосприимчивы, и воз обычно остается там же.
Но если вы решили, что нынешнее заседание – дежурная говорильня, то зря.
Нынешнее заседание – едва ли не главное событие года в российском кино, но дело здесь вовсе не в неполных пяти миллиардах рублей – они как раз таки новостью тоже, по большому счету, не являются.
В чем же тогда дело? Для ответа на этот вопрос нам придется обратиться к истории.
Давным-давно известно: российское кино не может существовать без помощи государства. Захмелевшие в перестройку от воздуха свободы кинематографисты протрезвели довольно быстро: столь чаемые ими вольные хлеба на деле обернулись полным коллапсом всего российского кинематографа. Результатом стал закон 1996 года «О государственной поддержке кинематографии РФ», обеспечивший серьезные налоговые послабления в сочетании с госфинансированием. В последующие годы сложилась и система господдержки отечественного кино, которая до недавних пор выглядела примерно следующим образом.
Во-первых, она была довольно серьезной.
Если говорить о системе финансирования кинопроизводства в целом, то деньги, получаемые от государства, составляли примерно треть этой суммы. Еще треть – деньги производящих кинокомпаний, в том числе и прибыль от предыдущих успешных фильмов, оставшаяся треть – деньги сторонних инвесторов. Разбиение, конечно, очень условное: кто-то целиком снимал за свои, кто-то разводил богатого киномана на полное финансирование.
Но не было никого, кто бы целиком снимал на государственный кошт – это был принцип, выдерживающийся безукоризненно. Государство давало только часть средств, потребных для производства фильма, оставшиеся – где хочешь, там и ищи. Вернее даже давало обычно тем, кто оставшиеся деньги уже нашел.
Зато этим давало довольно легко и беззаботно. О системе господдержки в киношных кругах ходят анекдоты – под какие только бредовые сценарные заявки не получались средства, и снимался на них иногда такой страхоужас, что смотреть его без всхлипываний «Мама!» могли только закаленные бойцы. Впрочем, чаще всего никто и не смотрел – из профинансированных государством проектов до проката добирались да-а-алеко не все. Да и прокат – понятие ведь довольно условное. Известный кинокритик Станислав Зельвенский написал недавно в своем блоге: «Изучал сейчас от скуки отечественный бокс-офис за минувший уикенд, есть впечатляющие цифры. Например, российская комедия «Двойная пропажа» (компания «Парадиз»), выйдя на экраны, заработала 122 (прописью: сто двадцать два) доллара США. За четыре дня в трех кинотеатрах ее посмотрели 25 человек (т. е. даже не вся съемочная группа)». А в отчетности будет полный ажур – деньги освоены, фильм снят, в прокат прошел. Известный критик Даниил Дондурей называет такую продукцию «никакое кино»: «Его не показывают по телевизору, не берут на фестивали, не смотрят зрители.
И вот это «никакое» кино на 80 процентов финансируется государством».
Система эта, по большому счету, всех устраивала – о чиновниках, распределяющих деньги, вспоминать не будем, режиссеры, желающие самовыразиться, выражовывались в свое удовольствие (в России сейчас существуют 180 производящих кинокомпаний — 180!!!), режиссерам, желающим и умеющим делать кино, тоже какая-никакая копейка перепадала.
Копейки эти складывались в определенную сумму. Такую… не очень маленькую. В 2008 году государство выдало киношникам два миллиарда 740 миллионов рублей. В 2009 собирались дать примерно столько же — два миллиарда 877,8 миллиона рублей. Тут грянул кризис, и сумму сократили. Но ненамного: в урезанном виде она составила два миллиарда 445 миллионов рублей.
В общем, все те же два с половиной миллиарда.
Повторюсь, система устоялась и устраивала практически всех, хотя кино было и всегда оставалось черной дырой, в которой исчезали деньги: тратили на российское кино ВСЕГДА больше, чем от него получали. В одном из самых успешных, 2008 году, общие расходы на кинопроизводство (общие – то есть и государственные, и частные деньги) были 6 миллиардов 73 миллионов рублей. Собрали же со зрителя – повторюсь, это один из самых успешных для отечественного кино годов — всего лишь 5,2 миллиарда рублей. Причем самые доходные фильмы, замечу в скобках, как правило, снимались без всякого участия государства.
Порушили эту систему 7 октября 2008 года.
Тогда Владимир Путин на совещании «О развитии отечественной кинематографии», проведенном им во время посещения «RWS – киностудии «Санкт-Петербург», выступил с инициативой внедрения новой системы.
Общие ее положения были примерно такие. Начиная с 2010 года все будет происходить примерно следующим образом. Расходы государства на кино возрастают примерно вдвое, как заверил премьер, «не менее 4,3 млрд рублей». При этом старая система частичного финансирования в целом сохраняется, но дополняется еще одной составляющей. А именно: государство начнет само финансировать нужные ему фильмы. Целиком финансировать, полностью, от кастинга до продвижения в прокате.
В июне этого года на парламентских «кинослушаниях» в Госдуме заместитель министра культуры Российской Федерации Александр Голутва, традиционно отвечающий в правительстве за кино, расшифровал это положение так. В игровом кино государство будет финансировать так называемые крупные национальные кинопроекты. Это, по его словам, фильмы, «пропагандирующие ценности правового демократического государства, способствующие развитию патриотизма, инновационного поведения, толерантности, бытовой культуры, установок на позитивное и стабильное развитие страны».
По словам замминистра, «планируется, что в течение года в кинопрокат будет выходить до 10 подобных картин. Стоимость производства и поддержки проката одного фильма может доходить до 200 миллионов рублей.
При этом будет сохранена система частичного финансирования кинофильмов (так же как это было и прежде) в размере 25–30 миллионов ориентировочно на каждый фильм».
В принципе, все понятно. По-прежнему будут давать два с половиной миллиарда на частичное финансирование, а еще столько же пустят уже на полное финансирование десяти «национальных кинопроектов». Тогда-то все и вспомнили, что еще летом министр культуры Александр Авдеев запустил пробный шар, заявив, что «государство будет стимулировать кинопроекты, несущие идеи гуманизма, духовности, патриотизма и другие нравственные ценности народов России».
Естественно, первый же вопрос, который возникает: «Остап Ибрагимович, как мы будем делить наши деньги?»
Грубо говоря, кто эти счастливчики, что получат дополнительные «два с половиной»?
А вот это как раз и должен был решать тот самый совет по развитию отечественной кинематографии, который Путин тогда предложил создать и решил лично возглавить. Инициативу эту, конечно же, мухой оформили законодательно, и уже в декабре того же года Владимир Путин подписал постановление «О Правительственном совете по развитию отечественной кинематографии».
Решению осталось «обрасти мясом», получить конкретное наполнение. Определить, например, персональный состав этого совета. И вот тут в киношных кругах началась жесточайшая драка за обещанный жирный кусок. Съезд кинематографистов помните?
Ага. Или, как говорят братья-украинцы, «оттож!».
Из-за всех этих «правильных» и «неправильных» съездов, которые проводились один за другим, с утверждением персонального состава совета пришлось повременить. И лишь после полной и безоговорочной победы Никиты Михалкова фамилии были названы. В совет, как известно, вошли восемь чиновников (премьер Владимир Путин, вице-премьер Александр Жуков, замглавы администрации президента Владислав Сурков, министр культуры Александр Авдеев, замглавы МЭРа Станислав Воскресенский, пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев, глава ВЭБа Владимир Дмитриев), два телевизионщика (гендиректор ВГТРК Олег Добродеев и гендиректор Первого канала Константин Эрнст) и четыре киношника (председатель союза кинематографистов Никита Михалков, гендиректор «Мосфильма» Карен Шахназаров, кинорежиссеры Валерий Тодоровский и Владимир Хотиненко).
Как мы видим, киношная составляющая совета убедительно свидетельствует о полной и безоговорочной победе Никиты свет Сергеевича – никто из его противников в совет не попал. Даже те, кто по должности в этом совете вроде как был бы уместен, вроде главы Гильдии продюсеров РФ Рената Давлетьярова.
И вот сегодня наконец настал решающий день: совет впервые собрался в полном составе.
В весьма знаковом месте – во Всероссийском государственном университете кинематографии имени С. А. Герасимова, более известном как ВГИК.
О чем говорилось на состоявшемся заседании, во всех подробностях мы все, похоже, узнаем только завтра. Судя по всему, особых прений быть не должно – по стратегическому вопросу у государства и кино полный консенсус. Государство хочет поставить кино себе на службу, киношники же (по крайней мере изрядная их часть) не только готовы, но давно об этом просят прямым текстом. Достаточно вспомнить так называемый Манифест кинематографистов, принятый в рамках кинофорума «Золотой витязь»: «Необходимо введение государственного заказа (со стопроцентным бюджетным финансированием) на производство фильмов, способствующих духовному возрождению, развитию исторической памяти, укреплению созидательного духа, воспитанию воли жить и творить у себя на Родине». Причем «кинематографическая политика Министерства культуры РФ должна определяться в тесном взаимодействии с Союзом кинематографистов РФ».
А вот в частных вопросах, особенно финансовых, возможны, как говорится, варианты.
Так оно, собственно, и происходит.
По донесшейся из ВГИКа информации, Владимир Путин уже посетовал на то, что российский кинематограф, имея государственную поддержку, не может накопить достаточного потенциала для качественного рынка. «Хотя, конечно, можно говорить о том, что поддержка еще недостаточна. Никита Сергеевич позавчера всю плешь мне проел, говорил, сколько нужно денег для того, чтобы сделать этот качественный рывок. Денег всегда мало, а хороших идей, талантливых работ еще меньше. Но не деньги порождают талант, а таланты порождают деньги», — сокрушался сегодня премьер.
Но Никита Сергеевич с ним, похоже, не согласен. Зря он, что ли, тогда же, в Липецке, во время «Золотого витязя» откровенничал: «Если государство хочет, чтобы какие-то задачи выполнялись за счет кинематографа, оно должно за это заплатить».