В прошлом году казалось, что главное в фестивале «Завтра» (2morrow) – что это один из лучших международных кинофестивалей. Всего четыре дня – и штук тридцать или сорок по-настоящему актуальных фильмов. Конкурсная программа, в которой не один и даже не два шедевра. Мастер-классы людей, которым есть что сказать. И общая атмосфера лихорадочного счастья. В этом году на третьем фестивале выяснилось, что все это – не главное.
Хотя все так и осталось: неожиданности, чудеса, открытия и необходимость употреблять слово «культовый» вместо слова «знаменитый».
На третьем «Завтра» Кристофер Дойл, культовый оператор Кар-Вая и Джармуша, представил точный и внятный субъективистский шедевр Джармуша «Предел контроля» и дал два мастер-класса. В частности, показал кусок из материалов к кар-ваевскому «Любовному настроению», где герои лихо отплясывают. Фильм немедленно оброс новыми смыслами.
Мастер-класс Рутгера Хауэра превратился в шаманство и медитацию: актер устроил кинопробы при свечах для всех желающих, предложив им прочитать небольшой текст на камеру. Потом результат вывели на экран, и Хауэр объяснил, у кого какие ошибки, кто где слишком нервничает и чем сердце успокоится. Некоторые секс-символы с возрастом не стареют, а только матереют, и – большой плюс — их ангелическая внешность наконец перестает отвлекать от их ума.
Программный директор фестиваля Алексей Медведев в очередной раз собрал самое важное кино года.
Вообще, организаторов «Завтра» хочется благодарить, пока им не надоест, так что еще спасибо «Интерфесту» и спонсору фестиваля Audi - и это не «спасибо, потому что нас просили упомянуть спонсора», а «спасибо, что делаете лучший кинофестиваль года».
Вне конкурса была показана «Жажда» Пак Чан Ука – иронично-возвышенный взгляд на любовь и кровь, «Клык» Гиоргоса Лантимоса, исследование о насильственном построении полного счастья в одной отдельно взятой семье, тончайшая драма «Сорняки» классика Алена Рене. А кроме того — ретроспектива Гая Мэддина, фильмы председателя жюри Алехандро Ходоровски и три документалки, каждую из которых можно пускать в широкий прокат наравне с блокбастерами. «Сентябрьский номер» Р. Дж. Катлера, о подготовке номера американского «Вога» — как гламурную производственную драму; «Yes Men» Энди Бихльбаума и Майка Бонанно, о парочке культурных провокаторов — как жесткую социальную комедию; а «У всех на виду» Онди Тимонер, о пионере интернета Джоше Хэррисе — как байопик, разлагающийся до жуткого психопатического триллера.
На закрытии фестиваля показывали студенческие и детские видеоролики, снятые за четыре «завтрашних» дня в рамках программы Generation Campus. А девять конкурсных фильмов сообщали все, что нужно знать о сегодняшнем – а скорее даже завтрашнем — независимом кино.
Решение жюри оказалось вполне понятным.
Единственным недооцененным конкурсным фильмом стал «Полицейский, прилагательное» Корнелиу Порумбою, прекрасный пример бюрократического румынского неореализма, где повседневность превращается в повод для отчетов, а понятия «совесть» и «закон» высушиваются до словарных статей.
Итак, призеры. Два приза – за картинку и за звук – получил норвежский «Север» дебютанта Руне Денстада Ланглу, заснеженное депрессивное роуд-муви, нордическая комедия с большим количеством алкоголя, неуверенности в себе и с идеальным чувством меры. Режиссер, кстати, разрешил зрителям употреблять алкоголь так, как делают его персонажи: пропитывать гигиенические тампоны спиртом и приклеивать их к выбритой макушке. Говорит, 30 секунд будете совершенно пьяны, а потом все резко пройдет.
Одобрено врачом.
Приз за историю получил фильм «Служанка» Себастьяна Сильвы, очень похожий на свою главную героиню. Служанка в большой семье Ракель терроризирует и членов семьи, и своих помощниц. Зритель постоянно ожидает кровавой развязки или хотя бы страшной тайны – и постоянно обманывается, а героиня мрачно смотрит мимо камеры. Цельный, умный и очень ехидный фильм: оказывается, он был сделан специально для комедийной актрисы, которая в девяти чилийских мыльных операх сыграла служанку – персонажа, вечно ошивающегося где-то на заднем плане.
Приз за актера ушел Пэттону Освальту из «Большого фаната» Роберта Сигела, и этот же фильм стал фаворитом жюри блогеров.
Сквозь историю о футбольном фанате команды «Гиганты» проглядывает тяжелый и страшный миф, трагедия и счастье «маленького человека», поклоняющегося собственным богам. А главный приз и сертификат на 50 тысяч долларов достался двадцатилетнему канадцу Ксавье Долану за «Я убил свою маму» — фильм, как правильно заметил председатель жюри Алехандро Ходоровски, сделанный совершенно не так, как все остальные фильмы конкурса, а «в хорошем темпе», то есть неожиданно старомодно. С точки зрения кино приз не очень-то оправдан, но зато с точки зрения возраста режиссера – более чем. Дебютная исповедь двадцатилетнего режиссера – кино с той степенью самолюбования, какая может быть только у двадцатилетних, и с той степенью нежной наглости, которая берет города.
Но все это – призы, прекрасная программа, общая атмосфера — не главное.
Главное случилось на пресс-конференции режиссера «Севера» Руне Денстада Ланглу. Режиссер что-то такое рассказывал о подборе актеров, когда в пресс-центр влетел Рутгер Хауэр в своем расписном пиджаке-халатике, начал строить гримасы, бурно кивать и показывать норвежцу большой палец. «Хауэр говорит, — перевел ведущий пресс-конференции, — что ему понравился ваш фильм». Вот ради таких моментов и существуют кинофестивали. Представьте: вы — тридцатипятилетний режиссер, сняли свое дебютное кино. И тут врывается Рутгер Хауэр в расписном пиджаке.