По общему мнению, нынешний антикварный салон получился как минимум не хуже предыдущего, весеннего. А количественно он даже подрос, что можно рассматривать как положительную динамику. Безусловно, кризисные явления на этом рынке ощутимы, но ведущие галереи и антикварные лавки старательно держат марку, демонстрируя свою непотопляемость. Когда падает спрос, самое время подтягивать стратегические резервы – и на салоне действительно заметен высокий качественный уровень произведений. На звание шедевров претендует не весь репертуар, конечно, однако хитов немало.
Метод барона Мюнхгаузена, вытягивавшего себя за волосы из болота, явно взят антикварами на вооружение.
Стремление создать привлекательную витрину для своего бизнеса нередко приводит к появлению тематических экспозиций. Одни организуют у себя на стенде апофеоз маринистики, представляя коллекцию изображений с кораблями и волнами, другие сосредотачиваются на портретах монархов и аристократов, третьи преподносят русских художников, проявивших себя в русле «парижской школы». Нередко встречаются персональные мини-выставки – этой осенью именных показов удостоены Мстислав Добужинский, Николай Тырса, Ростислав Барто. Суммарно все эти специализированные выступления образуют внутри салона едва заметную структуру, которая удерживает мероприятие от полной эклектики.
Не полагаясь в этом деле только на инициативу антикварных масс, устроители традиционно приплюсовывают к коммерческим стендам свои специальные проекты.
На сей раз их два: это выставка «Самураи: путь кисти и меча», посвященная японскому искусству позапрошлого века, и экспозиция рисунков советской эпохи из фондов Международной конфедерации союзов художников.
Разумеется, самурайское шоу выглядит куда эффектнее: тут тебе и воинские доспехи различных модификаций, и разящие клинки, прямо как в кино у Тарантино, и расписные шелковые ширмы, и свадебное кимоно в цветах и птицах. Для пущей и несколько зловещей убедительности среди экспонатов разместилось позолоченное изваяние Бисямонтена – бога войны. Однако ощущение туристического маскарада изжить в себе все равно не получается. Рисунки же советских лет на психику не давят и в очередной раз напоминают о высочайшем классе нашего искусства. Средства минимальные – карандаш, тушь, уголь или акварель, никаких трюков и спецэффектов, а результаты феноменальные. Графика Ореста Верейского, Дмитрия Митрохина, Артура Фонвизина, Александра Тышлера, Петра Митурича и еще десятка авторов подобрана без всякой концепции, почти наобум — и все равно впечатляет.
Хватает достойных имен и в коммерческой части.
Правда, это не обязательно ведет к финансовым успехам галеристов: иногда выгоднее продавать ювелирку и ампирную мебель, да хоть даже самурайские атрибуты, чем держать планку индивидуальных художественных проявлений. На то и рынок, чтобы охватывать самые разные целевые группы. В лихую годину любой потенциальный покупатель на счету. Однако из репертуара салона легко вычитываются надежды на скорое улучшение ситуации и мечты о будущем процветании.