Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Сисьски-масиськи на новый лад

Выставка «Азбука систематизма»

Новый арт-центр «Ветошный», расположившийся по соседству с Кремлем, открылся выставочным проектом «Азбука систематизма» – удивительной смесью декоративности, мегаломании и патриотизма от творческого тандема Дмитрия Гаева-Орлова и Андрея Верещагина.

Странная вроде бы ситуация: кризис официально еще не закончился, а галереи и арт-центры плодятся как грибы после дождя. Вот и в Ветошном переулке, что сразу за зданием ГУМа, презентована новая художественная площадка – весьма вместительная, с выгодной географией и престижным соседством. Ремонт здесь пока не доведен до конца, но выставки устраивать уже можно, что владельцы нового очага культуры и поторопились сделать. Вполне возможно, впрочем, что именно кризису эта институция и обязана своим возникновением: поди найди доходных арендаторов, когда бизнесу не до жиру. Но приводим лишь версию событий. Какова действительная подоплека, с ходу не разберешь.

Не менее загадочен и выбор премьерной выставки.

Скорее уж стоило ожидать банальности: не знаешь, чем заполнить пространство, – возьми какого-нибудь раскрученного автора, который всем поднадоел, конечно, зато борозды не испортит и послужит хорошей информационной наживкой. Однако хозяева «Ветошного» легких путей искать не стали и позвали для устройства стартовой экспозиции Верещагина и Гаева-Орлова – дуэт столь же малоизвестный, сколь и амбициозный.

Правда амбициозность эту обнаруживаешь не сразу. Вроде выставка как выставка: фактурная геометрия, местами неназойливая абстрактная экспрессия, кое-где трехмерные объекты непонятного предназначения. Лезет, конечно, в глаза обилие серебра и позолоты, но это мало ли по какой причине: может, достались материалы по дешевке, взяли сразу много — не выбрасывать же теперь. А так – рядовая интерьерная живопись, какую нередко увидишь в голливудских фильмах в сценах с участием среднего класса.

Но постепенно, шаг за шагом, экспозиция приоткрывает свои тайны.

Оказывается, все тут неспроста. Не для ублажения взоров и не для развлечения праздной публики создавались эти опусы, а для утверждения прогрессивного творческого метода под названием «систематизм». Слово это авторы не сами, конечно, придумали (вот даже и компьютер его не подчеркивает – значит, имеется оно в тезаурусе), но не поленились наделить его особым смыслом и значением. Позвольте процитировать: «Систематизм – азбука современного искусства. Систематизм вводит академическое понятие таблицы трех уровней, позволяющей систематизировать супрематический минимализм макро- и микрокосма». Продолжать не станем: и так ощутимы нешуточный пафос и претензия на переустройство нынешней визуальной культуры.

Круги, квадраты, параллельные и волнообразные линии, пиктографические фигурки и прочие изобразительные элементы – это все значимые символы новой азбуки, которую нам не иначе как придется освоить, чтобы считать себя художественно грамотными людьми и вдобавок добропорядочными гражданами своей страны.

Удивлены, что почему-то гражданственность вдруг всплыла? А не удивляйтесь.

Своим искусством Гаев-Орлов с Верещагиным намерены поднять культурной уровень нашей многострадальной родины и даже превратить со временем придуманный ими систематизм в общепринятую государственную эстетику. Раньше в школах и детских садах портреты дедушки Ленина вешали на стенах, а скоро начнут тиражировать золотые концентрические окружности, ибо они как нельзя лучше отражают путь России к процветанию. И пусть американские поп-артисты изгаляются над своим национальным флагом, помещая его в неподобающие контексты. А наш триколор достоин уважительного и символического использования в искусстве, дабы каждому стал понятен высший смысл белой, красной и синей полосок. Образцы такого отношения к делу авторами представлены в экспозиции.

Художественно-патриотический бред, который авторы попеременно озвучивали на пресс-конференции, заставлял хвататься то за голову, то за живот — от смеха.

Но одно так и осталось непонятным: неужели владельцы нового арт-центра и впрямь купились на эту преглупейшую риторику? Не думали же они, что более-менее приглядные картинки – отдельно, а авторская идеология – отдельно? Похоже, что не думали, раз снабдили выставку аннотациями с тезисами «новой парадигмы искусства». Значит, разделяют с творцами их миссионерскую убежденность в том, что только такая интеллектуальная практика спасет искусство и страну от деградации...

На самом деле никто ничего не разделяет, естественно. Просто новички арт-бизнеса попали на разводку, посчитав, что чем патетичнее манифесты, тем значительнее искусство. По-хорошему, им бы надо признать нынешнее шоу фальстартом и скоренько произвести ребрендинг своего заведения, чтобы его можно было воспринимать всерьез. Впрочем дело хозяйское.

Новости и материалы
Назван неожиданный фактор, сокращающий срок годности продуктов
В Совфеде сравнили Россию и Брюссель в глазах политиков Азии
Медведев объяснил, как быстро закончить конфликт на Украине
Bild: дрон-разведчик шпионил за «Королевой Елизаветой» в порту Гамбурга
Медведев оценил сроки отмены антироссийских санкций при Трампе
Российские войска взяли под контроль треть Часова Яра
Американцы оценили планы Трампа на предстоящий президентский срок
Дальнему Востоку спрогнозировали штормовой ветер
Финансист напомнил о необходимости впервые уплатить налог по вкладам
По делу о пожаре в «Зимней вишне» уже освобождены 10 из 15 осужденных
Трамп назвал своего кандидата на пост министра финансов США
В Британии раскрыли, сколько мужчин еще может мобилизовать Украина
Тренер дала советы, как эффективно похудеть к Новому году
В Совфеде предсказали последствия возвращения Украине ядерного оружия
Совладелец «Зимней вишни» вышел из колонии по УДО
Мошенники начали использовать новую схему для кражи данных через Telegram
Синоптик рассказал о рекорде 2024 года
Израильские ВВС нанесли удары по южному пригороду Бейрута
Все новости