Большой театр готовится открыть очередной сезон, но все разговоры в последние несколько недель перед этим радостным событием были связаны с затянувшейся реконструкцией, наймом новых подрядчиков и прочими не имеющими отношения к культурной жизни главной сцены страны делами. Во вторник гендиректор театра Анатолий Иксанов изменил ситуацию, неожиданно для всех заявив о назначении нового музыкального руководителя Большого.
Неожиданным это заявление стало из-за того, что, когда в июле из театра ушел предыдущий музрук Александр Ведерников, дирекция утверждала, что не собирается назначать на эту должность нового человека, а воспользуется услугами пятерых известных дирижеров — Теодора Курентзиса, Александра Лазарева, Василия Синайского, Владимира Юровского и Кирилла Петренко. Однако на вторничной пресс-конференции Иксанов сообщил, что новым музыкальным руководителем назначен композитор Леонид Десятников.
«Он уже сотрудничал с Большим театром, а сейчас пишет музыку для балета «Утраченные иллюзии», который будет ставить Алексей Ратманский», — заявил Иксанов.
В этих словах есть и некоторая доля лукавства. Дело в том, что последним опытом работы композитора на сцене театра стала опера «Дети Розенталя», ознаменованная невиданными для оперной постановки общественными волнениями и протестами. В опере, напомним, речь шла о клонировании великих композиторов бежавшим из концлагеря немецким ученым, а среди героев присутствовали проститутки, сутенеры и сперматозоиды. Не будет преувеличением сказать, что опера стала самой громкой премьерой Большого за последние годы. Интрига с назначением Десятникова заключается в том, каким образом композитор-авангардист будет выстраивать репертуарную политику театра, который почитают за главный оплот оперы и балета в классическом понимании.
На пресс-конференции Десятников сообщил, что предложение Иксанова было для него совершенно неожиданным, а также заявил, что дирижировать сам не будет. Свои идеи в области построения репертуара он сформулировал пока несколько туманно. По его словам, Большой должен быть «нормальным музыкальным театром, где было бы много Верди, новой музыки и русской классики». Если с первым и последним пунктами заявленной программы все примерно понятно, то по поводу «новой музыки» возникают обоснованные вопросы, которые пока остаются без ответов.
Дело в том, что Десятников сегодня один из важнейших отечественных композиторов. Прославился он не только скандальной оперой, но и музыкой к таким картинам, как, к примеру, «Мания Жизели», «Подмосковные вечера» и «Олигарх». Он суперпрофессиональный, а главное, совершенно современный композитор, и слова «новая музыка» из его уст могут подразумевать под собой все что угодно, тем более что
свой любимый жанр Десятников обозначает как «трагическо-шаловливая вещица».
От запланированного сотрудничества с упомянутой пятеркой режиссеров Большой не отказывается. Первым его итогом 24 ноября станет «Воццек» Альбана Берга в постановке Теодора Курентзиса. Следующая премьера куда менее очевидная: начиная с марта в Большом будет идти оперетта «Летучая мышь» в постановке петербуржца Василия Бархатова. Означает ли это давно ожидавшееся изменение закостеневшего театрального формата или нет — неизвестно, но костюмы для спектакля пошил известный модельер Игорь Чапурин. Что касается балетных премьер, то две из них связаны с именем вернувшегося в театр Юрия Григоровича: «Тщетная предосторожность» Петера Гертеля появится 6 ноября, а «Ромео и Джульетту» возобновят с 21 апреля.
Как на предстоящие премьеры повлияет свеженазначенный музрук — неизвестно, однако на той же пресс-конференции Анатолий Иксанов сообщил, что в Большом уже готов план на предстоящие ни много ни мало три сезона. Реализован он, правда, будет, только если к 2011 году будет завершена пресловутая реконструкция основной сцены. Контракт с Десятниковым, кстати, тоже заключен до декабря 2011 года.