— Есть ли у «Бесславных ублюдков» какая-то историческая основа?
— Как бы вам сказать… Почти. Я выбрал некоторые реальные факты и сделал из них некую теневую кино-версию. Этих теней в фильме полно. Например: Фредерик Золлер и фильм «Гордость нации». История самого Золлера слегка отличается, но параллель с американским солдатом-актером Оди Мёрфи налицо. В какой-то момент Мёрфи также приходится сниматься в роли самого себя в фильме о самом себе. Здесь же – немецкая версия этой истории. Если бы мои персонажи существовали на самом деле, все события в этом фильме имели бы шанс иметь место в реальной жизни.
Поверьте мне, если бы во время Второй мировой войны существовал настоящий Фредерик Золлер, я гарантирую, что Геббельс снял бы о нем фильм. Геббельс на самом деле сделал фильм «Кольберг», режиссером которого был Файт Харлан, также снявший «Еврей Зюсс» (Jud Suss). Это история о прусском городке, противостоящем армии Наполеона. В этом и есть трюк его пропаганды: если на фронте все плохо, посредством кино можно создать иллюзию, что на фронте все хорошо. Представьте еще вот что: немецкая армия сидит без денег, без провизии, солдаты умирают с голоду — и вдруг они тысячами снимаются с позиций на фронте и перевозятся в тыл для съемок в массовках фильма: шанс выжить.
— Вы в детстве смотрели фильмы про войну?
— О, обязательно! Мне было, наверное, шесть или семь лет, когда я впервые увидел «Куда залетают только орлы» (1968). Я этот фильм потом смотрел раза три, вернее, меня родители водили. Я помню, мне казалось тогда, что это эдакий «Терминатор» того времени! Я представить себе не мог фильм, где экшна было бы больше.
— Некоторые кадры, сцены и краски в фильме наводят на мысли о комиксах. Как насчет комиксов про войну?
— Конечно. Никогда не был фанатом «Сержанта Рока» (Sergeant Rock), но обожа-а-ал «Сержанта Фьюри и его коммандос» (Sergeant Fury And His Howling Commandos). Я был жутким фанатом именно этого комикса. Самое классное, что в 80-х они стоили копейки! Самый первый выпуск «Фьюри» можно было купить за какую-то пару баксов, а все остальные — за 50–70 центов.
Да, комиксы я всегда любил. Несмотря на то что истории про супер-героев мне не особо нравились, я всегда любил комиксы, которые по стилю были близки к кино. Например, я никогда не мог понять «Доктора Стрейнджа» (Doctor Strange), потому что не мог себе представить, как это можно было бы снять на камеру. Те комиксы, которые были близки к фильмам как таковым, мне всегда были жутко интересны. Я мысленно снимал по ним фильмы, даже собственный кастинг проводил. Мои любимые комиксы — это «Люк Кейдж. Герой по найму» (Luke Cage. Hero For Hire), «Гробница Дракулы» (The Tomb of Dracula), «Сержант Фьюри и его коммандос» (Sergeant Fury And His Howling Commandos). Для меня это были фильмы на бумаге.
— «Бесславные ублюдки» смотрятся на одном дыхании, а написание этого сценария у вас заняло 10 лет. Каково было ощущение во время съемок?
<1>— Было чертовски весело его снимать! Честно говоря, я немного приустал от всех этих фильмов про войну, поразительно, что «Валькирий» сняли только одну, а не двадцать!
— Вы как-то говорили, что хотели бы снять фильм о Джеймсе Бонде. Вам все еще интересна была бы такая возможность?
— Нет. Было время, и был фильм, и фильм был «Казино Рояль». И этого не случилось.
— Нравится ли вам «обновленный» Джеймс Бонд?
— Нет. Я не мог даже допустить мысли о том, чтобы посмотреть «Казино Рояль»! Я знаю, что многим этот фильм понравился, но когда до меня доносились новости о том, на какие компромиссы, в плане соотношения сценария и книги, пришлось создателям пойти, у меня пропало все желание беспокоить себя просмотром этого фильма.
Только представьте: они превратили «баккара», классический покер Бонда, в какой-то «техасский холдем»! Просто потому, что эта игра была популярна! Никакого уважения к первоисточнику. Я уже не говорю об этой шуточке про мартини. Я фильм не видел, но мне рассказывали, что там вроде как есть сцена, когда у Бонда спрашивают, как он предпочитает свой мартини – смешанный или взболтанный, на что он отвечает что-то вроде «какая к черту разница». Нет уж, простите, разница тут большая! Бонду не только не пофиг, как ему готовят его мартини, но он сам готовит этот напиток именно здесь, изобретая свой собственный мартини и называя его Веспер, потому что он ее встречает! Этот мартини находится в меню любого уважающего себя мартини-бара в мире! Так что, поверьте, Джеймсу Бонду далеко не все равно, смешанный у него мартини или взболтанный.
— Правда ли, что вы фанат «Стар Трека» (Звездного пути)?
— О, новый фильм просто класс! Я никогда не был треккером, но всегда восхищался «Стар Треком». Мне даже нравится «Звездный путь: новое поколение» (Star Trek: The Next Generation). Если же совсем честно, то «Стар Трек» я люблю из-за Уильяма Шетнера. Обожаю Уильяма Шетнера и его капитана Кирка. Самым блестящим хитом оригинального «Трека» конечно же является «Гнев Хана» (The Wrath Of Khan). Я сейчас скажу кое-что, что ни в коем случае не имеет никакого переносного или двойного смысла: Рикардо Монталбан (исполнитель роли Хана) в этом фильме демонстрирует актерское мастерство, достойное одного из самых значимых мест в истории кинематографа. Кроме шуток. Обожаю! Честное слово, каждый раз, когда смотрю этот фильм, не могу удержаться от так называемого суфлерства его реплик.
Я еще и страстный поклонник Джей Джей Абрамса. Он является одним из самых талантливых рассказчиков и мифологов нашего времени. Обожаю «Миссия невыполнима 3» и его технику повествования в сериалах «Шпионка» и «Остаться в живых», это же просто чертовски офигительно! Еще кое-что абсолютно офигительное – его мастерство в обращении с оригинальной мифологией «Стар Трека» в своем фильме. Если вы знаете «Гнев Хана», то видеть в фильме Абрамса, как Кирк проходит-таки тест Kobayashi Maru – это просто оргазм! В целом – это же просто отличный, суперский фильм!
— «Звездный путь» Джей Джей Абрамса – это приквел ко всему «Стар Треку», а есть ли право на существование у приквела «Бесславных ублюдков»?
— Черт его знает, вполне возможно. Все же, в принципе, уже написано. Изначально «Ублюдки» должны были стать телесериалом, а так как теперь это фильм, многое осталось на бумаге, с новыми героями и историями. С другой стороны, вы меня знаете, я постоянно разглагольствую о том и о сём, но ничего никогда не происходит. Я могу пообещать избу и баню, пройдут годы, а я и не вспомню.
— «Бесславные ублюдки» заканчиваются фразой: «Похоже, это мой шедевр». Не имеет ли это отношения к тому, как вы сами оцениваете этот фильм?
— Ха... ну, спасибо, конечно, за такие мысли, но, как говорится, не курице рассказывать про куриный бульон. Для того чтобы понять, что этот фильм для меня значит, мне нужно будет как минимум три года.
— Назовите один из ваших фильмов, который вам лично нравится больше остальных?
— Обычно, когда мне задают этот вопрос, я сразу же отвечаю «Бешеные псы». Этот фильм стал для меня всем, изменил мою жизнь! При этом должен сказать, что в этом году я передумал: «Убить Билла» 1 и 2.
— Вы когда-то клялись, что, как только вам стукнет шестьдесят, вы перестанете снимать фильмы.
— Хм... после такого заявления я просто обязан это обещание не сдержать! Я вот что вам скажу: если фильм, который я сниму в пятьдесят девять лет, будет провальным, вы от меня не дождетесь ухода с позором! Мне придется после этого снять шедевр. Смысл же этого заявления, не поймите меня неправильно, я не хочу никого оскорбить ни в коем случае, но смысл в том, что я не желаю снимать стариковское кино.
Я бесконечно верю, что фильмы, снятые различными режиссерами в этом возрасте, имеют свой смысл, блеск и, возможно, шедевральность, но я не хочу, чтобы моя креативная кривая пошла вниз. Я хочу, что бы мои фильмы изобиловали. Именно так: изобиловали. Это изобилие есть в «Бешеных псах», есть в «Криминальном чтиве». Я не хочу, чтобы оно пропало из моих фильмов.
При этом речь не идет о том, чтобы я совсем пропал из виду, нет. Я стал бы писать романы, критические статьи. Из человека кино я превратился бы в человека слова.