Жизнь Джона Хьюза была не богата крутыми виражами биографии, но мало есть режиссеров, по фильмам которых можно так точно почувствовать дух Америки 1980-х.
Он родился в 1950 году в Мичигане, а его карьера началась с работы журналистом и копирайтером. Сценарии к первым фильмам Хьюз написал на рубеже семидесятых и восьмидесятых. Они не имели бешеного успеха, но потом он, уже в качестве режиссера, снял две картины, которые стали коммерческими хитами и вывели на большой экран молодых актеров (например Эмилио Эстевеса), — «Шестнадцать свечей» и «Клуб «Завтрак». Собственно, мастерская работа с молодежью и стала тем неотразимым козырем, который сделал Хьюза одним их лучших комедиографов.
Сам он объяснял свой успех тем, что, общаясь с подростками, не делает скидки на возраст, воспринимает их всерьез.
Именно благодаря этой своей особенности его лучшие картины и в первую очередь, конечно, «Клуб «Завтрак» не только отразили пресловутый «дух времени», о котором сегодня в соболезнованиях говорят коллеги и друзья режиссера, но и предвосхитили дальнейшее развитие молодежного кино. История о запертых в школе подростках показала зрителю совсем другой мир, а герои были настолько ярки, что стали почти хрестоматийными. Достаточно сказать, что в честь одного из них, Бендера, был назван любимый миллионами железный анархист из «Футурамы».
После этого успеха, еще в 80-х, была «Ох уж эта наука», которая была столь успешной, что стала основой для сериала.
Самые же популярные свои фильмы Хьюз снял в 90-х. Именно тогда появились всеми любимые «Один дома», «Бетховен», «Кудряшка Сью» и менее успешный, но не менее достойный «Флаббер». Здесь Хьюз уже не исследовал мир подростков, создав недолговечный, но всеми любимый жанр семейной комедии. Если посмотреть на сегодняшних комедиографов, самым прытким из которых является Джадд Апатоу, то можно с уверенностью сказать, что время, когда комедии можно было смотреть всей семьей, осталось где-то в прошлом столетии. Сейчас каждая из них имеет довольно узкую аудиторию — клерков, негров, шопоголичек, озабоченных подростков.
И, хотя многие из них не лишены остроумия, трудно представить, как «Сорокалетнего девственника» или «Суперперцев» смотрит, развалившись на диване, вся семья, включая бабушек, дедушек, младенца и любимую собаку.
Может быть, просто потерян навык, но, скорее, все дело в том самом цайтгайсте: времена нынче гораздо более циничные. В наши дни гораздо важнее попасть в общественный запрос и сделать кассу, а не фильм, который, как тот же «Бетховен», будет вызывать добрую улыбку.
Хьюз, будто почувствовав, что его время ушло, уже много лет не снимал — лишь иногда писал сценарии под остроумным псевдонимом Эдмон Дантес, но на возвращение лучших дней уже не рассчитывал.
Последними его фильмами стали «Госпожа горничная» и «Школа выживания», сделанная в соавторстве — да-да! — с Джаддом Апатоу и Сетом Родженом.
Джон Хьюз скончался на Манхэттене, в самом сердце Америки. Сюда он приехал навестить свою семью — последние годы он жил на своей ферме в штате Иллинойс. У него остались вдова, с которой он прожил 39 лет, двое сыновей, четверо внуков и почти сорок фильмов, лучшие из которых будут пересматривать еще много лет.