В нашем прокате из названия фильма Леандра Хауссманна убрали имя героя. Резоны понятны — чтобы не множить сущности, согласно известному бритвенному принципу, и не вводить зрителя в заблуждение лишними ассоциациями и надеждами на рок-байопик.
А мы, меж тем, сразу скажем, что именуют его Роберт Циммерман — но это вовсе не Боб Дилан, которого в миру, как знает любой мало-мальски образованный музыколюб, зовут именно так.
Просто немецкому юноше не повезло: его родители познакомились под песню Дилана и, поддавшись романтическому угару, весьма усложнили отпрыску жизнь, решив окрестить его в честь певца.
Теперь, представляясь, молодой человек вынужден выслушивать шуточки и дразнилки.
Впрочем, имя — не самая большая проблема в жизни Роберта, компьютерщика, занимающегося разработкой видеоигр. Для начала, у него совершенно безумная семья. То есть бывает, конечно, и хуже, но родители Циммермана — определенно не те, кого относят к добропорядочным бюргерам. Папа играет во второе пришествие молодости, ездит на мотоцикле и таскается за юной девицей. К тому же он сдает свой дом киношникам, поэтому гости вынуждены перешагивать через аппаратуру и то и дело натыкаться на съемочную группу, которая может ни с того ни с сего ворваться с камерами в столовую или потребовать тишины. Мама притащила с каких-то курсов ухажера. Сестра живет с женщиной, но втайне от нее подговорила приятеля заделать ей ребенка.
Да и сам Циммерман по части оригинальности в личной жизни совсем не овечка и даст своим неуемным родственникам фору.
Его дама сердца — годящаяся ему в матери сотрудница химчистки Моника (Марушка Детмерс начинала актерский путь у Годара в «Имя Кармен»). У нее есть чернокожий сын, почти ровесник Роберта, друзья, с которыми она собирается поиграть в настольные игры, а теперь еще и юный поклонник. У него, кажется, еще не растут усы с бородой, зато Роберт очаровательно настойчив, а в жизни сорокалетней дамы не так уж и часто случаются бомбардировки эсэмэсками и вечерние серенады под окном.
«Запутались в любви» относится к тому типу фильмов, которые ставят в тупик при попытке внятно сформулировать «что это было».
Фильм распадается на набор странноватых гротескных зарисовок — немного про молодежь, немного про отношения, немного про компьютерщиков, а в целом получается, что кино почти ни о чем. Легкое развлечение, фильм-мороженое, который проглотишь и через минуту выкинешь из головы. Это не гурманское, но милое удовольствие: здесь герои слушают Высоцкого, читают стихи и через каждые пять минут, как по часам, острят про Боба Дилана. Режиссер и сценарист играют небольшие роли, а натуральный сын Артура Гарфанкеля Джеймс доказывает Роберту пением, что он действительно тот, за кого себя выдает.
Ближе всего к сути картины будет определение «эксцентрическая авторская комедия».
Правда, она не настолько эксцентрическая, чтобы смеяться до колик, но достаточно неглупая: месседж в фильме отсутствует не по причине недостатка ума, а даже наоборот. Ведь, собственно, что можно обобщить о любви? Это участь голливудских ромкомов — раскладывать чувства и обязанности сторон по полочкам и стараться подобно вкладышам к жвачке Love is давать экспликации и советы. У Хауссманна страсть – случайность, обрушивающаяся на голову, как кирпич. А потому нет смысла говорить о том, что хорошо, что плохо и правильно ли ухаживать за женщиной на двадцать лет старше. Любовь многолика — и только.