Процесс выбора лучшей книги года в англоязычной литературе (к конкурсу допускаются авторы из Ирландии и стран Содружества) вдумчив и нетороплив. Сначала комитет Букеровской премии формирует список из примерно сотни наименований, затем отбирает жюри из ведущих писателей, критиков или просто популярных персон. Жюри предается тяжким раздумьям, по результатам которых оглашается лонг-лист претендентов на награду, примерно через месяц его сокращают до шести произведений — короткого списка, а еще через месяц наконец называется победитель. На данный момент жюри находится в самом начале пути: вчера был объявлен длинный список Букера, включающий чертову дюжину писательских имен.
Одним из фаворитов премии считается Джон Максвелл Кутзее, номинированный за роман «Летняя пора».
Поскольку книга еще не вышла, известно о ней не так много: утверждается, что это идейное продолжение отчасти вымышленной, отчасти автобиографической трилогии, начатой повестями с толстовскими названиями «Детство» (Boyhood) и «Молодость» (Youth). Кутзее уже дважды становился лауреатом Букера: в 1993-м за «Жизнь и смерть Михаэла К.» и в 1999-м — за «Бесчестье» (к слову, в российский прокат не так давно выходила одноименная экранизация с Джоном Малковичем). В 2003-м Кутзее получил еще и Нобелевскую премию по литературе, а если ему достанется нынешняя букеровская награда, то он станет единственным писателем, получившим Букера трижды.
Впрочем, если вдаваться в подсчеты, конкуренцию по букеровской популярности Кутзее может составить Салман Рушди. Хотя в короткий список номинантов автор попадал четыре раза, саму по себе ежегодную Букеровскую премию он получил лишь однажды — в 1981 году за «Детей полуночи». Но зато когда дважды за историю премии вручались юбилейные Букеры — в честь 25- и 40-летия награды, — оба раза этот так называемый Букер Букеров отхватили «Дети полуночи». Правда, в этом году Рушди в соискателях премии не числится
Еще одним номинантом, ранее засветившимся в финалистах Букера, является Антония Байетт: в 1990 году ей выдали премию за роман «Обладать», а «Книга для детей» — возвращение писательницы после семилетнего перерыва. Это история нескольких семей, живущих на стыке XIX и XX веков: закат викторианского периода, война, идеи социализма и феминизма — роман не столько живописует богемный быт героини романа, детской писательницы, сколько предлагает портрет эпохи.
Но не думайте, что в лонг-листе Букера сплошь лишь классики да серьезная литература.
У самой престижной литературной премии тоже есть чувство юмора: так, в списке номинантов впервые присутствует автобиография животного — «Я, Чита» Джеймса Левера.
То есть это теперь уже известно имя писателя, а поначалу книга преподносилась как воспоминания животного, реальной и ныне живущей шимпанзе Читы, участвовавшей в съемках фильмов и, судя по роману, питавшей весьма нежные чувства к заслуженному Тарзану Голливуда Джонни Вайсмюллеру. Впервые книжка попалась на глаза газете The Guardian, которая включила ее осенью 2008-го в список лучших дебютов года: тогда все пустились в жаркие споры о том, кто же стоит за острым пером Читы, проехавшимся по немалому количеству киношных имен. Авторство приписывали даже Уиллу Селфу, издатель молчал, а в ответ на попытки взять интервью у автора книги журналистам говорилось, что автор — обезьяна, поэтому «испуган и прячется в углу клетки».
Победитель Букера получит 50 тысяч фунтов, шорт-лист огласят 8 сентября, сама награда будет вручаться 6 октября.