Совсем недавно Владимир Шахрин вместе с «Чайфом» вопрошал с сочинской сцены чужим текстом «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?». И сам же себе, вопреки исконному тексту, отвечал «здесь, здесь, здесь», указывая в зал и оптимистично намекая, что в современном кино ситуация более радужная, чем в отечественном роке. А вчера начался показ картин основного конкурса, причем начался он с премьеры фильма «Кислород» Ивана Вырыпаева, который, собственно, эту самую «молодую шпану» в кинематографическом, естественно, плане и представляет.
От классического понимания кино «Кислород» отстоит примерно так же далеко, как Синие Носы от Рембрандта.
Проще говоря, Вырыпаев сделал большой шаг от кинематографа к киноперформансу. Напротив фамилии режиссера в брошюре «Кинотавра» выведено «автор оригинальных творческих проектов» — так вот, если браться определить жанр вырыпаевской картины, то лучше не скажешь. Творческий проект.
Сюжет о романе Саши и Саши, девушки из Москвы и мальчика из Серпухова, разбит на треки и напоминает музыкальный альбом. Десять кусочков, десять композиций – двое, мужчина и женщина, сидя в студии, зачитывают авторский текст, сопровождаемый видеорядом и музыкой. Слова, как мантра, постоянно повторяются и ходят кругами, силясь нагнать подобие транса. «Кислород» — это 10 заповедей Ивана Вырыпаева, свод представлений о добре и зле, выведенный в формате МТV-шного клипа. «Кислород» — это послание на экспорт (фильм шел с английскими субтитрами), в котором есть и про 11 сентября, и про терроризм, и про рекламу, и про общество потребления, в общем, про все, что волнует просвещенный мир.
И это послание даже не говорит, а вопиет западным фестивалям: «Я – свой!»
После «Кислорода» показали новый фильм Ивана Дыховичного «Европа — Азия». И, сдается, картины неспроста поставили в один день – в них определенно есть что-то общее. Во-первых, лента Дыховичного тоже не совсем кино (в данном случае — полуторачасовой крикливый КВН под предводительством Татьяны Лазаревой), во-вторых, это тоже послание – только, напротив, не «им», а нам. Компания мошенников, изображая молодоженов, ловит на трассе автомобили, спаивает водителей и вымогает деньги. В чем суть – в конце попытается рассказать Иван Ургант в образе мучимого ностальгией эмигранта: «Россия – это…» — будет мечтательно тянуть дико довольный герой, но так и не сформулирует.
Попробуем за него: видимо, бесшабашность, бедлам, водка, пьяные слезы и даже аферы — но такие удалые, что их не только можно простить, но следует любить и уважать.
Музыку к фильму написал Сергей Шнуров, он же сыграл одну из жертв свадебных жуликов.
На пресс-конференции за «Короткое замыкание» отдувались Буслов, Хлебников, продюсер картины Сабина Еремеева и Герман-младший. Последний взял на себя роль главного оратора и сообщил, что суть проекта состоит в том, чтобы показать — сформировалось новое поколение кинематографистов.
В ответ получил: «Что же, вашему поколению совсем нечего сказать?»
С особенным ражем критики требовали позитива, сетуя на то, что реальность не столь плоха, как изобразили ее режиссеры. Те сначала отшучивались, а потом потихоньку озверели и стали в ответ оперировать словами «глупость» и «ерунда»: «Наша задача – отразить Вселенную. Если хотите чего-то более положительного – смотрите канал «Бибигон».