Свою деятельность галерея «Дом Нащокина» начала в 1994 году с выставки Михаила Шемякина, и такой старт можно было назвать определяющим дальнейший репертуар. Основная ставка была сделана на шестидесятников и семидесятников, причем с ощутимым нонконформистским уклоном. Случались, впрочем, показы и другого рода, очерченные границы со временем размывались, но фигуры вроде упомянутого Шемякина, Анатолия Зверева, Дмитрия Плавинского, Олега Целкова, Юрия Купера, Дмитрия Краснопевцева остались для галереи знаковыми. Именно их произведения образовали костяк той коллекции, которую «Дом Нащокина» сегодня обнародует в честь юбилея.
Надо сразу оговориться, что выставка не носит концептуального или тематического характера именно в силу своего коллекционного происхождения.
Любые собрания неизбежно выглядят фрагментарными и даже слегка хаотичными. Поэтому в случае их демонстрации вернее будет не рассуждать о выверенности и логичности экспозиции, а обращать внимание на отдельные опусы. Интересных вещей здесь набралось немало, даже больше, чем ожидалось, поскольку галерея к своему привычному экспозиционному пространству добавила сводчатые залы в подвале здания. Погреба XVIII столетия заполнились коллекционными произведениями от Владимира Любарова, Ларисы Наумовой, Андрея Пашкевича, Александра Ситникова, Ольги Булгаковой. Причем фигурируют не только живопись, графика, скульптура, но и расписные комоды со столами — это отголоски былого галерейного проекта «Мебель как искусство».
Мебельные кунштюки занятны, однако ценителям все-таки интереснее искусство как таковое.
На выставке встречаются (несколько неожиданно) большие холсты Петра Кончаловского, вполне музейного качества, еще дореволюционные. Шедеврален уральский пейзаж Александра Древина конца 1920-х годов, трогательна и немного неуклюжа «Натурщица» Любови Поповой. Разумеется, в изобилии представлены работы нонконформистов: иературы Михаила Шварцмана, предельно лаконичные натюрморты Дмитрия Краснопевцева, наивные фантасмагории Леонида Пурыгина, «гения из Нары». Небрежная лихость зверевских портретов, утонченность акварелей Артура Фонвизина, тревожная фундаментальность холстов Наталии Нестеровой — как видите, авторских манер и фамилий набирается изрядно, и нельзя сказать, что все они между собой легко сочетаются.
Но мы обещали не придираться к экспозиции. Дайджест так дайджест. К тому же не следует забывать, что в «Доме Нащокина» когда-то показывали работы Тонино Гуэрры и Рустама Хамдамова — художников не профессиональных, но любящих это занятие. Их опусы тоже удостоились включения в юбилейную выставку.
Галерейная практика обычно окрашена вкусами и пристрастиями владельцев, и «Дом Нащокина» не исключение.
Хозяйка заведения Наталия Рюрикова руководствуется собственными предпочтениями и при устройстве выставок, и при формировании коллекции. Так что зритель имеет дело с субъективным подбором, отражающим внутренние представления галеристки о красоте и художественной ценности. С отдельными приоритетами тянет не согласиться, но Рюрикова имеет полное право держаться собственного мнения. Судя по долгожительству и непотопляемости галереи, это мнение многими разделяется.