Вчера открылся очередной сезон литературных премий – премия «Национальный бестселлер» объявила свой шорт-лист. Претендентами на 250 000 тысяч рублей (из которых, правда, придется еще отстегнуть 10 процентов номинатору) стали:
Герман Садулаев, «Таблетка»;
Андрей Геласимов, «Степные боги»;
Сергей Носов, «Тайная жизнь петербургских памятников»;
Сергей Самсонов, «Аномалия Камлаева»;
Александр Снегирев, «Нефтяная Венера»;
Илья Бояшов, «Танкист».
Заскучавшая в ожидании культурных забегов в мешках литературная общественность рьяно бросилась обсуждать жокеев, делать ставки и брюзжать по поводу отбракованных скакунов:
«Пошто Рубанова обидели? Юзефович где? Где «Журавли»? А Курицын? Забоялись, гады!»
Впрочем, обсуждение было хоть и широким, но не буйным, без огонька: даже Немзер ругался как-то вяло. И это можно понять: дров, которых можно подбросить в топку справедливого негодования, явно не хватало. Ну да, «Журавлей и карликов» Леонида Юзефовича не заметили, хотя роман, безусловно, является одним из самых ярких литературных событий года. Ну так «Нацбест» у Юзефовича уже есть, да и книга его по справедливости интригу будет делать не здесь, а на «Большой книге». Что же до остальных, так, положа руку на сердце, и Рубанов, и Тургенев, номинированный Курицыным, и другие обойденные, пользуясь спортивной терминологией, примерно в одном весе с прошедшими в финал. И кто окажется в лодке, а кто за бортом — по большому счету, дело случая.
Так что, если брать по-крупному, серьезного «детского визга на лужайке» и быть не могло — повод для драки отсутствовал.
Да что там Немзер – даже главный «матерщинник и крамольник» отечественной критики Топоров, и тот в своей речи при объявлении шорт-листа посетовал в том смысле, что мол, список получился ровный, негромкий и ожидаемый. Не чета, мол, первому или позапрошлогоднему.
И впрямь ровный – все финалисты или успели побывать в списках других премий («Таблетка» Германа Садулаева была в шорт-листе «Букера», «Танкист» Ильи Бояшова приглянулся жюри «Большой книги»), или давно замечены критиками и неоднократно разобраны по косточкам, вроде самсоновской «Аномалии Камлаева», которого уже некоторые успели объявить очередным народившимся Гоголем.
Ни тебе никому не известных темных лошадок-дебютантов, ни скандальных произведений, даже пронырливые в последние годы фантасты не просочились.
И если говорить начистоту, то книги в шорт-листе примерно такие же – ровные. Откровенной графомании нет, но и явного лидера не просматривается – просто потому, что нет настоящей, взламывающей все книги. Больше всех баллов получила садуллаевская «Таблетка», но это, по большому счету, откровенное эпигонство Пелевина. «Степные боги», которые, скорее всего, и получат премию, при всем уважении к Андрею Геласимову явно не дотягивают до его ранних вещей. «Аномалия Камлаева» хороша для дебюта, но не достаточна для лучшей книги года, у Александра Снегирева «Дебют» уже есть, но «Нефтяная Венера» очень уж неряшлива и при этом расчетлива. «Танкист» неплох, но «Путь Мури» того же автора, не так давно получивший «Нацбест», был лучше. До Носова, каюсь, не добрался.
В общем, кому ни дай – все хорошо. Или все плохо. Интриги не состоялось, остается лишь верить Виктору Топорову, заверившему в своем комментарии к шорт-листу: «Нынешний год, как мне кажется, должен серьезно изменить расстановку сил в литературных кругах (да и кадровый состав самих кругов): ненужное не то чтобы отомрет, но будет хотя бы в первом приближении осознано как ненужное… Причем процесс пошел… В литературе и вокруг нее статическое электричество скопилось в таких количествах, что уже искрит».