Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Военкор Vogue и другие оксюмороны

Открылся фестиваль «Мода и стиль в фотографии»

Открылись первые выставки фестиваля «Мода и стиль в фотографии». Сюрреализм на службе у рекламы, фэшн-фотография вперемежку с ужасами концлагерей, авангардные эксперименты на фоне Великой депрессии – таковы некоторые сюжетные линии экспозиций в Новом Манеже.

Нынешний международный фестиваль «Мода и стиль в фотографии» уже шестой по счету. Он проводится раз в два года, циклически приходя на смену «Фотобьеннале». Возник фестиваль десять лет назад, когда последствия кризиса 1998 года не позволяли, казалось, даже думать о чем-то подобном. Дальше дело пошло по нарастающей — и вот опять устроители столкнулись с экономическим бедствием. Правда, в этот раз обошлось без потрясений и свертывания фестивальной программы. Все заделы реализованы — более того, добавилось несколько сюжетов, которых не было в первоначальном плане.

Например, в последний момент в расписании появилась выставка Дэвида Линча, который будет фигурировать в качестве художника и фотографа.

Фестивальные события предъявят публике поэтапно, в течение месяца. «Парк культуры» будет по мере поступления реагировать на наиболее значимые и интересные. А первый экспозиционный триптих уже открылся в Новом Манеже — здесь развернуты персональные выставки Ли Миллер, Пьера Жаана, Натана Лернера. Эти авторы не были связаны между собой лично, но работали в одну и ту же эпоху: пик их карьер пришелся на 30–50-е годы прошлого века. Более того, имеются и другие факторы, позволившие показать их работы в общем выставочном пространстве. Все трое так или иначе испытывали влияние сюрреализма, имели отношение к производству рекламы и не оставались равнодушными к окружающим бедствиям, стремясь их запечатлеть на пленку.

Пожалуй, наиболее удивительным образом этот коктейль сказался на творческой биографии американки Ли Миллер, которая в 1928 году приехала в Париж и прижилась в Европе.

Она начинала в качестве фотомодели журнала Vogue, однако стремилась к самостоятельности и вскоре открыла собственную студию на Монпарнасе.

Будучи музой и моделью знаменитого Мана Рея, она вошла в круг парижских сюрреалистов и пробовала себя на художественном поприще. А выйдя замуж за богатого египтянина, принялась путешествовать по миру, оттачивая свою сюрреалистическую манеру. При всей этой богемности трудно было ожидать от Ли Миллер особых гражданственных порывов, однако они возникли в годы Второй мировой. Став официальным военным корреспондентом Vogue (оцените парадоксальное словосочетание), она последовала за американскими войсками после их высадки в Нормандии, снимала военные действия, полевые госпитали, освобожденных узников Дахау и других нацистских концлагерей. А в перерывах между боями приезжала в Лондон и фотографировала моду. Весь этот творческий микст и представлен сейчас в Новом Манеже.

В соседнем зале демонстрируются работы Пьера Жаана, тоже сюрреалиста, друга и соавтора Жана Кокто.

Как и многие его парижские коллеги, он еще до войны активно вовлекся в журнальную фэшн-фотографию. На выставке можно увидеть характерные образцы сюрреалистической рекламы тех лет — например, флакон духов, якобы проткнутый шпагой или окруженный глазными яблоками. Как ни странно, но эта деятельность не прекращалась даже в годы немецкой оккупации. Редкие кадры с манекенщицами на тревожных парижских улицах можно считать хитом этой ретроспективы. А втайне Пьер Жаан фотографировал сцены демонтажа памятников и статуй: нацисты снимали их с постаментов, чтобы переплавить для нужд фронта или вывезти в Германию. На этом материале была построена знаменитая совместная книга Пьера Жаана и Жана Кокто «Смерть и статуи», выпущенная в 1946 году.

Третий экспонент, Натан Лернер, живя за океаном, в Чикаго, ужасов войны не испытывал, но у него перед глазами была другая социальная драма — последствия Великой депрессии.

Вообще-то, он начинал в качестве авангардиста и экспериментатора, примкнув к Ласло Мохой-Надю и другим деятелям немецкого Баухауза, перебравшимся в Америку после прихода к власти Гитлера. Казалось бы, прямая дорога ему в конструктивистский дизайн и в пучину формалистических опытов (они, кстати, на выставке в небольшом количестве присутствуют). Но Лернера пробрала чикагская «безнадега» — с безработными, пьяницами, голопузыми безнадзорными детишками и прочими прелестями падения экономики. Пронзительные уличные репортажи предельно жестки и правдивы, но что-то в них есть и кроме беспросветности.

Вроде бы странно ставить в центр «Моды и стиля» выставки со столь негламурным подтекстом, однако выбор выглядит интуитивно верным. Мол, и не такие беды, как нынешняя, бывали на свете — и ничего, люди справлялись. И оставались при этом верными своему стилю.

Новости и материалы
Снайпер рассказал о засаде, в которую попали несколько групп ВСУ на юге ДНР
Аэропорт Казани временно прекратил работу
Маткапитал могут разрешить тратить на обучение родителей
Генконсул рассказала, гражданам каких стран РФ выдала больше всего электронных виз
Экономист оценил вероятность глобальной торговой войны из-за Трампа
Пилот рассказал о прогрессе РФ в создании истребителя 6-го поколения
В России оценили вероятность улучшения отношений с Западом в 2025 году
Спикер парламента Индонезии может посетить Россию
В США допустили прекращение ударов ракетами ATACMS по России
Россиянам напомнили об увеличении материнского капитала
В США железнодорожный мост рухнул во время движения поезда
В украинской армии все больше поддерживают планы Трампа по переговорам
В России за ночь сбили 61 беспилотник
В ВСУ заявили, что Украине придется соглашаться на требования РФ
Россиян предупредили об опасных бытовых привычках
Стало известно, как Байден загнал США в долговую яму
Эксперт рассказала, сколько стоят недельные VIP-туры по России
Схватка российского военного и бойца ВСУ попала на видео
Все новости