Однажды работник Ми-6 Рей (Клайв Оуэн) с наглой самоуверенностью взялся обхаживать строгую барышню Клер (Джулия Робертс). Закончилось тем, что он полдня пролежал пластом, опоенный клофелином, а потом несколько лет тщетно пытался отыскать эту стерву (весьма привлекательную стерву), которая оказалась цэрэушницей и украла в тот день из его номера секретные документы. Когда нашел — он уже был гражданским, да и она работала не в органах, а двойным агентом в войне двух конкурирующих компаний, сливая корпоративную информацию. Причем теперь им выпало трудиться на пару: начальство назначило Рея связным Клэр. Но как доверять женщине, уже раз продемонстрировавшей, с каким коварством она способна подставить беззащитного от страсти мужчину? Сможет ли Клер переиграть Рея снова или чувство, перед которым пасуют даже супершпионы, сделает свое черное дело?
Впрочем, на самом-то деле...
Эти слова, рассказывая о фильме «Ничего личного», снятом сценаристом приключений Борна и режиссером «Майкла Клейтона» Тони Гилроем, нам придется повторять снова и снова. Смысл параноидального ощущения «все не то, чем кажется» раскрывается здесь в полном объеме: каждые 10 минут Гилрой подбрасывает угля, история переворачивается с ног на голову, пока наконец в последних кадрах не перевернется окончательно — как раз в тот момент, когда зритель облегченно вздыхает, разобравшись в мудреных переплетениях аферы и, кажется, поняв, кто за кого и что тут вообще происходит.
Но, несмотря на то что с интригой полный порядок, а запатентованный в «Близости» дуэт Джулии Робертс и Клайва Оуэна выглядит не менее органично, чем пара Рене Руссо и Пирс Броснан (как вариант — Стив Маккуин и Фэй Данауэй),
зрелища столь же обаятельного, как «Афера Томаса Крауна», из картины Гилроя не выходит.
Причина, судя по всему, заключается в той устрашающей педантичности, с которой строится сюжет: это, конечно, замечательно, что режиссер следит за логикой повествования, его невозможно поймать на подтасовке, и все повороты имеют четкое объяснение, но, пожалуй, кое-чему мы были бы рады поверить на слово (а повторять несколько раз довольно длинный диалог уже, простите, занудство).
А потому на контрасте особенно приятны моменты, когда на экране творится безбашенный балаган:
например, прекрасна драка-танец между главами компаний, сыгранными Полом Джиаматти и Томом Уилкинсоном. Или исповедь соблазненной ради дела кошелки, которая, ревя белугой, объясняет начальству, что Рей, представившись педиатром, пронял ее рассказом о «детских сердечках».
Впрочем, за что Гилрою можно простить все на свете, так это за остроумный выбор области деятельности враждующих корпораций. Собственно, это не просто шутка, а идиотская правда жизни в духе коэновского «Сжечь после прочтения»: самые суровые шпионские схватки происходят не на почве секретных вооружений и правительственных заговоров, а между производителями шампуней.