У американских кинопремий есть проблема: их смотрит все меньше и меньше людей. «Золотой глобус-2009» имел самые низкие телерейтинги с 1995 года, юбилейный 80-й «Оскар» в 2008 собрал у экранов рекордно малое количество зрителей за всю историю наблюдений. Отчасти дело в том, что многие предпочитают телевидению интернет, но не секрет также, что исторический максимум наблюдался в 1998, когда награждали всенародно любимый «Титаник», и, судя по всему, между номинантами и рейтингом имеется определенная связь. Кажется, ее заметили и академики: по крайней мере, супротив прошлому, в нынешнем году лидерами по числу номинаций стали вовсе не мрачные артхаусные «Старикам здесь не место» и «Нефть», а не менее эпическая, чем тот же «Титаник», история про молодеющего Брэда Питта и, хоть и не кассовый блокбастер, но яркая и необычная голливудско-болливудская сказка Дэнни Бойла «Миллионер из трущоб». И это сработало, спрячьте лопаты и не закапывайте раньше времени премию Американской киноакадемии:
81-ю церемонию, прошедшую в воскресенье в Лос-Анджелесе, смотрели 36,3 миллиона человек, что на 4 миллиона больше, чем в неудачном 2008-м.
Что касается самоого торжества, то выглядело оно довольно скромно: ведущий Хью Джекман пел и плясал, а победители привычно благодарили родственников вплоть до третьего колена — никто не ругался и не шутил, а если ругались и шутили, то пресно и беззлобно. Определенные надежды на оживление слезливой атмосферы были связаны с Микки Рурком, номинированным за роль пожилого борца в «Рестлере» Дарена Аронофски. В самом начале церемонии Джекман, обращаясь к Рурку, сообщил, что тот сможет говорить все, что ему вздумается, мол, ради этого действо транслируется с большой задержкой.
Однако слова Рурку не дали, как не дали и «Оскара»:
Вопреки «утечке» (за день до «Оскара» в сети появился полный список победителей якобы за подписью президента Киноакадемии), награду за лучшую мужскую роль политкорректно присудили Шону Пенну за политика-гомосексуалиста в драме Гаса Ван Сента «Харви Милк».
«Оскар» за мужскую роль второго плана по традиции отдали покойному Хиту Леджеру. Из женщин отметили Кейт Уинслет за «Чтеца» (актриса произнесла длинную истеричную речь о том, как в детстве разыгрывала получение «Оскара» в ванной, пользуясь баночкой шампуня вместо статуэтки) и Пенелопу Круз, сыгравшую ревнивую испанку, хватающуюся то за снотворное, то за пистолет, в трагикомедии Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона». Приз за оригинальный сценарий отошел «Харви Милку».
А в остальных номинациях наблюдался тотальный бенефис «Миллионера из трущоб»:
режиссура (от радости Дэнни Бойл немного попрыгал на сцене), лучший фильм, лучший адаптированный сценарий, операторская работа, монтаж, сведение звука, музыка, песня из фильма. Главный конкурент Бойла «Загадочная история Бенджамина Баттона» Дэвида Финчера, обогнавший «Миллионера» по числу номинаций, взял всего три технических «Оскара», включая грим и спецэфффекты.
Наш Константин Бронзит, номинированный за короткометражный мультфильм «Уборная история — любовная история», «Оскар» не получил — приз достался японцу Кунио Ката за «Дом из маленьких кубиков». Японцам же отдали награду за фильм на иностранном языке — победили «Проводы» Йодзиро Такиты.
Новшеством недавнего «Оскара» можно считать разве что объявление актерских наград — на сцену выходили по пять прошлых лауреатов, каждый из которых представлял определенного номинанта:
Софи Лорен говорила о Мэрил Стрип, Мэрийон Коттияр — о Кейт Уинслет, Николь Кидман — об Анджелине Джоли и так далее. О степени благопристойности церемонии свидетельствует тот факт, что самыми пикантными моментами «Оскара-2009» были минуты, когда Бен Стиллер с приклеенной бородой жевал на сцене жвачку, и когда заметно нервничающая Дженнифер Энистон оглашала победителей в мультипликационных номинациях — камера отъезжала, чтобы показать реакцию Анджелины Джоли. В остальном — тишь, гладь да киноблагодать.