Преступный мир вконец обнаглел — прямо из-под носа полиции и музейных сотрудников украдено все самое дорогое для человечества, как то: оригинал Хартии вольностей, Туринская плащаница, императорский меч и многострадальный бриллиант «Розовая пантера». На месте злодеяния террорист оставляет кокетливую подпись «Торнадо», а для его поимки собрана команда мировых асов-детективов, в которую, естественным образом, попадает обладатель ордена Почетного легиона инспектор Клузо, все еще испытывающий значительные трудности с английским произношением и социальной адаптацией.
Теперь ему представится случай (в целях расследования и не только) облачиться в одежды папы римского, сжечь ресторан, предварительно исполнив фламенко, примерно сотню раз навернуться и столько же раз скорчить уморительную рожу самодовольного кретина.
История драгоценного камня «Розовая пантера» и смешного следователя с французским акцентом стартовала в 1963 году, когда Блейк Эдвардс снял фильм с Питером Селлерсом в роли Клузо и игривой музыкальной темой Генри Манчини, которая, пожалуй, стала популярней всей киноэпопеи. Затем вышли еще несколько картин с Селлерсом (с перерывом на Алана Аркина, заменившего Селлерса в «Инспекторе Клузо»), а потом актер умер, и началась свистопляска. В «Следе розовой пантеры», вышедшем после смерти Селлерса, актер не играет в привычном понимании этого слова — его появления на экране составлены из всевозможных флешбэков и сцен, не вошедших в прошлые фильмы. В следующей картине следствие ведет уже не Клузо, а американский детектив, а будто бы изменивший внешность Клузо появляется в крохотном эпизоде в исполнении Роджера Мура. Дальше еще страшнее — на сцену выходит Роберто Бениньи в образе сына инспектора. В общем, последние две картины Эдвардса собрали в прокате такие крохи ($4 млн и $2 млн), что, казалось, франшизе пришел полный и бесповоротный капут.
Ан нет, ее удалось возродить — уже без Эдвардса, но с кривлякой Стивом Мартином.
Вы скажете, что Клузо Стива Мартина не сравнится с инспектором Селлерса, и будете правы. Хотя бы просто потому, что есть в мире вещи в принципе несравнимые — как кислое и соленое, как «Золотая лихорадка» и «Эйс Вентура», как «Титаник» и «Кошмары на улице Вязов». Селлерс пародировал, а Мартин резвится, клоунничает и гримасничает: один его вид — с натянутыми на грудь коротковатыми штанами, открывающими обзор на цветные носки, — задает соответствующую тональность: не ждите тонкого юмора, ждите помеси «Мистера Бина» и «Фантомаса». Но в «Розовой пантере-2» Мартин похож не на Луи де Фюнеса, с которым его частенько сравнивают, а скорее, на Пьера Ришара. В Клузо все больше романтичной трогательности — этакий милый, добрый, но нескладный человечек, вечно попадающий в нелепые ситуации и отлично осознающий, как он нелеп.
И, что по нынешним временам неожиданно и даже с непривычки приятно, фильм чист как слеза:
если в прошлой «Розовой пантере» герою пришлось разок прилюдно пустить газы и вступить в схватку с таблеткой виагры, то сиквел, сценарий к которому помогал писать сам Мартин, можно рекомендовать к просмотру самым трепетным и стеснительным особам. Даже якобы неполиткорректные шутки про женщин, азиатов и папу римского звучат с таким простодушием, что трудно представить человека, которого они могут задеть или разозлить.
Впрочем, замечательна «Пантера» не только буффонадой, Мартином и актерским составом мечты (Молина, Клиз, Гарсия, Айронс). Она замечательна концептуальным реваншем, который неудачники всего мира берут от лица Клузо. Примерно как мантру «я самая обаятельная и привлекательная», фильм снова и снова повторяет: глупый вид не признак глупости — сегодня сел в лужу, а завтра, кто знает, может, станешь национальным героем.