Коллекционирование икон еще недавно считалось занятием крайне подозрительным. Советская власть вообще недолюбливала людей, норовящих заполучить в личную собственность произведения искусства, а уж те, кто собирал предметы богослужебного назначения, и вовсе казались чуть ли не врагами государства. Сегодня это предубеждение вроде бы забыто, но осталось недоверие на обывательском уровне. Посеянный некогда миф о недобрых целях и темных способах их достижения развеивается с трудом.
Поэтому для коллекционеров икон нынче важно не только заполучить очередной раритет, но и преподнести свое увлечение в качестве общественно полезного и даже до некоторой степени богоугодного.
За последние годы состоялось несколько публичных показов, где предъявлялись православные иконы из частных владений. Издаются каталоги с подробными описаниями и научными атрибуциями, устраиваются постоянные экспозиции с древними сокровищами – как это делает, к примеру, московский «Частный музей русской иконы». Именно это учреждение стало инициатором и нынешней экспозиции в МЛК. Одна из целей: убедить общественность в открытости и благонамеренности подобных занятий.
В принципе, традиция собирания древнерусских икон начата была еще староверами – сразу после никоновских реформ. Впоследствии знаменитые купеческие роды (вспомним хотя бы Морозовых, Щукиных, Рябушинских) владели богатыми коллекциями православных древностей. А с начала ХХ века возникла и дополнительная тенденция — иконы стали восприниматься как феноменальные произведения живописи.
Мировая их слава произошла как раз отсюда, после того как реставраторы планомерно освобождали «черные доски» от потемневшей олифы и позднейших записей.
Как раз такое отношение к предмету демонстрирует и нынешняя выставка, где иконы образуют вполне вольную экспозицию, не принимающую во внимание чины и ряды, как того требовал бы церковный порядок. В здешнем контексте зритель видит просто отдельные памятники культуры, старинные изображения с определенным набором сюжетов. Как выразилась куратор Алина Логинова, первейшим желанием было выявить красоту икон, которая может быть доступна как верующим, так и атеистам. Хотя, разумеется, научная сторона дела не забыта. Где тут XIV век, а где XVI-й, где новгородская школа, а где владимирская – разобраться нетрудно при помощи этикеток и каталога.
Но общий взгляд – именно художественный.
Звучание цвета, наполнение силуэтов, фундаментальность расположения фигур – это все категории из светского искусствоведения, которые зрителям предложено спроецировать на святыни. Ведь и слово «шедевры» в заглавии, если подумать, вовсе не из религиозного лексикона. Считать ли постановку вопроса кощунственной? Зависит от догматичности сознания. Но, во всяком случае, иконы здесь быть таковыми не перестают – каждая в отдельности. И еще неизвестно, где бы они все оказались, когда бы не попали в руки коллекционеров. Совершенно не факт, что снова в храмах.