Двенадцатый фильм про утонувшего по недосмотру вожатых гидроцефала, то ли ожившего, то ли вернувшегося, дабы отомстить за смерть матери, в свою очередь, погибшей в процессе возмездия за кончину сына (да, почти за чертову дюжину серий Джейсон обзавелся весьма запутанной судьбой), заявлен не как сиквел, а как ремейк оригинальной картины. Если попытаться свести концы с концами, то сегодняшняя «Пятница, 13» на самом деле вмещает в себя события трех первых серий: от небольшого исторического экскурса в сумасшествие мамочки Джейсона до случившегося в третьей «Пятнице» обретения убийцей его визитной карточки — хоккейной маски.
Что касается сюжета, то эта история давно нам знакома: если не в точности эта, то, по крайней мере, сотни подобных мы уже видели и слышали точно.
Компания разбитной молодежи останавливается на ночлег в лесу близ заброшенного лагеря «Хрустальное озеро», и после традиционных шуток над страшилками про кровавые места и демонстрации силикона начинается стремительная резня.
Франшиза «Пятница, 13» почти за 30 лет своего существования стала настолько легендарной, потонула в таком количестве продолжений и безумств (стоит ли упоминать, что несчастному Джейсону удалось навести шороху в будущем, а также познакомиться с Фредди Крюгером), что говорить о новом фильме как об отдельной сущности просто не имеет смысла. Что толку сетовать на бездну шаблонов и предсказуемость, на то, что каждый сюжетный ход легко просчитывается и появление маньяка ни разу не становится сюрпризом. Или, наоборот, радоваться, что режиссеру удалось проапгрейдить устаревший ужастик, сделав его кошмарным по современным меркам.
Все это правда, но все это неважно.
Мы скучали, Джейсон должен был вернуться, и он вернулся. На этот раз — при помощи продюсера Майкла Бэя и режиссера Маркуса Ниспела, уже имевшего опыт по освежению старинного хоррора — ремейк «Техасской резни бензопилой».
В картине Ниспела действие «Пятницы, 13» перенесено в наши дни, и не меньший, чем разросшаяся до собрания сочинений жизнь маньяка, интерес вызывают изменения, которые претерпела франшиза с того самого первого фильма. Да что франшиза — изменился мир. «Кровавые» сцены, поставленные Томом Савини (человеком, которого, собственно, следует благодарить за появление Джейсона, поначалу не предусмотренного сценарием), сейчас не испугают, кажется, и первоклашку. Нам уже мало хичкоковского саспенса и простой алой крови, а отрубание головы подойдет лишь для затравки: нужно что-то пострашнее — трещат разрываемые капканом сухожилия, плавится обугленная плоть.
В самом начале франшизы Джейсон, пострадавший из-за молодых вожатых, занимавшихся любовью, а не детьми, с особой яростью мстил тем, кто предается пороку.
В наши дни этот архаичный порок вызывает разве что умиленную улыбку: хипповатые подростки играют в монополию на раздевание, обнажаясь (о, ужас!) до лифчика. Почувствуйте разницу, в обновленной «Пятнице» герои нажираются и накуриваются, а телки поминутно скидывают одежду, выставляя напоказ пятый размер, — все они настолько бесстыдны, что превалирующая часть взрослой аудитории наверняка согласится с Джейсоном в том, что эти ребята достойны если не смерти, то уж, по крайней мере, хорошей порки.
Впрочем, молодежь у Ниспела не только бесстыдна, но еще и тупа.
Когда их не убивают, они общаются в стиле диалогов из комедий братьев Уэйнс, и в какой-то момент возникает стойкое ощущение, что прямо сейчас обкуренный герой завопит Джейсону «чувааак», а тот растянется в глуповатой улыбке, и все разрешится миром. Но нет, им не уйти, потому что, даже имея пистолет и автомобиль, эти дураки бросятся врассыпную в лес. И в такие мгновения Джейсон выглядит вовсе не маньяком, а настоящим героем: ведь он истребляет именно то, что в фильме братьев Коэн искореняет рок, а именно — идиотизм.