Такой душевной бодрости, как у Юрия Роста, не то что в семьдесят – и в двадцать-то лет не у каждого найдешь. Но энергия эта, хоть и выглядит почти шальной, приложена им к делу, требующему мудрости. Он не просто фотограф, а жизнеописатель. Всевозможные эстетические и технологические категории, которыми обычно и определяется искусство светописи, Юрий Рост учитывает, безусловно, однако это для него не главное. Извините за банальность, но главное – люди.
Автору мало нажать на кнопку и получить эффектный снимок, он потом еще непременно напишет короткое эссе, где расскажет и о персонаже, и об истории их знакомства, и о некоторых своих философских выводах. Так что не удивляйтесь, когда обнаружите в экспозиции изобилие текстов. Это сделано по настоянию юбиляра, который посчитал тактически неверным показывать фотографии без комментариев. Поначалу бесконечные экспликации могут вызывать раздражение, но истории от Роста имеют свойство затягивать тех, кто прочел хотя бы абзац. Здесь видна журналистская закваска. Таков был фирменный стиль Юрия Михайловича, когда он служил фоторепортером в «Комсомольской правде» и «Литературной газете» прежних, еще советских лет.
Почти таким же, лишь менее стесненным ввиду отсутствия газетных рамок, остается этот стиль у Роста как у свободного художника.
Нынешняя выставка сделана на основе толстенного фолианта под названием «Групповой портрет на фоне века», вышедшего около года назад. По сути, книжный формат просто перенесен теперь в экспозиционное пространство. Здесь тоже нет хронологии, а также деления персонажей на «простых» и VIP. Последнее, судя по всему, является принципиальной авторской установкой. Фотографический и литературный рассказ о встрече, допустим, с Евгением Мравинским запросто может соседствовать с былью о двух старушках – бабе Уле и бабе Дарье. «На берегу Пинеги-реки стоит немудреная деревенька из двух дворов...» – зачинает свой сказ автор, нимало не смущаясь нестатусности сюжета. И так повсюду. Случайная встреча на дальнем полустанке с путейским рабочим Борисом Аполлоновичем Хариным способна вдохновить Роста не меньше, чем съемка и интервью у какого-нибудь великого писателя или ученого.
Можно посчитать это качество своеобразным проявлением разночинного демократизма, а можно – обыкновенным интересом к людям как таковым. Последнее представляется более вероятным, особенно если познакомиться с афоризмами Юрия Роста вроде такого: «Функция человека на Земле – жизнь. Она же является и смыслом». Или вот еще фрагмент авторского текста: «Была у меня романтическая фантазия: заняться строительством Вавилонской башни терпимости друг к другу. Везде люди. Везде непременной красоты природа. Мир един и невелик».
Единому и невеликому миру должна быть посвящена следующая книга фотографа, который слывет к тому же и заядлым путешественником.
Анонсом этого начинания служит раздел «Групповой портрет на фоне мира – эскиз будущей выставки». Тут есть немножко природы – действительно, непременной красоты, будь то Исландия или Тибет. И опять-таки люди, и опять рассказы о них. Быть сугубым эстетом и концептуалистом у Роста явно не получается, да он и не стремится. Поэтому снобы его выставкой останутся, скорее всего, недовольны. Но на всех по-любому не угодишь, зато у юбиляра есть возможность и дальше гнуть свою линию.