«Баталии за то, кто же попадет в шорт-лист, продолжались до сегодняшнего утра», — начал пресс-конференцию, посвященную оглашению шорт-листа литературной премии «Неформат», ее учредитель писатель Дмитрий Липскеров. После этого он тихо, но веско сообщил, что половина жюри из-за затянувшегося вчерашнего заседания заболела и сегодня прийти не смогла. Сам он заявил, что на обсуждениях никогда не присутствует. Поэтому, видимо, и смог прийти.
Здесь следует сказать несколько слов о самой премии.
В этом году «Неформат» вручается впервые. Своей задачей организаторы видят поддержку юных литературных дарований, произведения которых не вписываются в негласные рамки, установленные литературным мэйнстримом.
Если учесть, что во время ноябрьского оглашения длинного списка номинантов Липскеров в качестве основных тем, волнующих молодых авторов, назвал футбол, наркотики и ангелов, то получается такая премия «Дебют», только с матюгами, наркотиками и почему-то ангелами.
Отборочная комиссия из-за означенной вчерашней встречи лишилась чуть ли не главных своих лиц – Ксении Собчак и литературного обозревателя «Афиши» Льва Данилкина. Хотя есть в этом и логика – еще неизвестно, чем бы закончилась встреча в одном пространстве писателя и философа и президента «Клуба метафизического реализма ЦДЛ» Юрия Мамлеева с дочкой строителя русской демократии.
За неимением Ксении Анатольевны слово взял, собственно, Мамлеев. Прежде чем огласить шорт-лист премии, он рассказал немного о тенденциях, выявленных им в представленных на конкурс произведениях, или, как выразился писатель, «манускриптах».
Первая – изображение измененного состояния сознания, сиречь названные Липскеровым наркотики. По словам Мамлеева, для русской литературы это новое направление.
Среди прочего автор знаменитых «Шатунов» обратил внимание на то, что опыты с запрещенными законом веществами осмысливаются, в том числе и в философском ключе.
Второй тенденцией Мамлеев считает влияние информации на сознание, третьей – «хаотический реализм», то есть отражение хаоса в душе человека и мироздании. Последним была названа тема нетрадиционной сексуальной ориентации.
Следующим слово взял поэт Андрей Орлов. Он несколько сбил мамлеевский пафос, первым делом поблагодарив отборочную комиссию, отсортировавшую такое количество графомании. Будто испугавшись собственного критического тона, он тотчас добавил, что графомания эта разная – есть плохая, но есть и хорошая. Правда, к литературе она вся, по словам поэта, отношения особого не имеет. Далее он сообщил, что в подконтрольной ему поэтической номинации руководствовался критерием новизны. «Хочется уйти от штампов, — заявил поэт. – Чтобы, увидев обложку и фамилию автора, нельзя было сразу догадаться, что будет внутри книги».
Последним выступил независимый эксперт Дмитрий Голынко-Вольфсон, задумчиво поведавший, что, судя по представленным на конкурс произведениям, молодые авторы занимаются милой его сердцу «актуализацией авангардного словотворчества». Кроме того, в качестве тенденции он выделил усиление натуралистического взгляда на действительность и попытку описать современную ситуацию без политкорректности и толерантности.
Поскольку выступать больше было некому, Липскеров призвал собравшихся «быстренько объявить короткий список». Что сам незамедлительно и проделал. Среди номинантов во всех трех номинациях («Крупная проза», «Малая проза», «Поэзия») не встретить знакомых имен. Это обусловлено тем, что на конкурс принимаются неизданные произведения, а возраст их авторов не должен быть больше 27 лет. Каждому из лауреатов после подведения итогов обещают выдать 70 000 рублей и публикацию нетленки. За лучшее же произведение, вне зависимости от жанра, победитель получит гран-при в размере 115 000 рублей.
Подведение итогов и торжественное награждение победителей конкурса запланировано на февраль этого года.