Джазовые вечера во время кризиса штука все-таки слишком буржуазная. Пировать в такое время и предаваться прослушиванию волшебных звуков за большие деньги не совсем честно, поэтому приезд знаменитой вокальной джазовой группы Manhattan Transfer в клуб Б1 не позиционировался как развлечение для богатых. Билеты стоили вполне обычные полторы тысячи, а привычные для подобных мероприятий столики занимали всего половину зала. Остальное место оставили для обычного стоячего партера. Шаг администрации навстречу публике оправдал себя – зал заполнился больше чем наполовину, в то время как обычно многие столики остаются пустовать.
Музыканты вышли на сцену с некоторым опозданием, и их ждали. Бурных оваций и хорового пения в этот вечер не было, однако и заставлять зрителей отвлечься от тарелок корифеям вокального поп-джаза не пришлось.
Да и сам стиль, в котором Manhattan Transfer снискали себе славу уже почти сорок лет назад, не предполагает благоговейного трепета толпы перед творцом.
Это все же в первую очередь шоу, даром что большую часть репертуара группы составляют кавер-версии классических джазовых стандартов от Майлза Дэвиса и Чарли Паркера до Джона Хендрикса и Луи Армстронга.
На протяжении полутора часов Дженис Сигель, Алан Пол, Черил Бентайн и основатель группы Тим Хаузер исполняли известные джазовым меломанам композиции, изредка разбавляя их песнями собственного авторства. По сути, Manhattan Transfer в джазовой иерархии располагаются где-то неподалеку от недавно вновь посетившего нас импровизатора Бобби Макферрина.
То есть у них всегда важнее не что, а как.
Залогом многолетней популярности были удивительные вокализы, которыми они драпировали знакомые американской публике с детства номера.
Голоса остались на месте, однако выступления коллектива логичным образом всегда предполагали элемент шоу, вовлеченности публики в происходящее. Представления в полной мере не состоялось. Четверо пожилых мужчин и женщин, конечно, совершали все необходимые движения, лучезарно улыбались и щелкали пальцами, но чуда не происходило. Слушатели реагировали сдержанно, скорее из уважения к прошлым заслугам, чем из действительного интереса к происходящему. Быть может, виной тому звук, отстроенный уж слишком тихо и деликатно и не позволявший сосредоточиться на музыке в полной мере.
Но скорее дело тут в самих исполнителях.
Певцы выглядели в точности на свой возраст – женщины заплыли и их танцы вызывали эмоции в диапазоне от снисходительных улыбок до едких смешков. Мужчины старались держаться с достоинством, но красиво состариться не удалось и им. Алан Пол, к примеру, внешне больше похож на певца Вадима Казаченко, чем на великолепного джазового вокалиста. Тим Хаузер же больше напоминал таксиста, которым он работал до того, как начал петь.
Получился такой творческий вечер в доме престарелых работников эстрадных искусств. То есть вроде бы хорошо, что они еще живы и могут петь, но смотреть на это уже немножко грустно. А до конца концерта хотелось остаться лишь из уважения к былым заслугам.