Во вторник на заседании правительства Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко сообщила об изменениях в структуре управления комитета по градостроительству и архитектуре (КГА). Функции стоявшего раньше во главе КГА главного архитектора отныне выполняет новое лицо — председатель комитета, а главный архитектор получает полномочия его заместителя.
«Комитет по градостроительству и архитектуре стал очень важным органом власти. Объем его работ вырос. Мы пришли к выводу, что нет необходимости разделять комитет. Однако нужен целый блок для управления юридическими вопросами. Мы посчитали целесообразным изменить структуру комитета: назначить председателя комитета как главного управленца и первого заместителя, который будет выполнять функцию главного архитектора города», — сказала Валентина Матвиенко.
Фактически это означает, что все полномочия передаются председателю комитета, тогда как главный архитектор становится фигурой формальной.
Тем временем Александр Викторов, занимавший с 2004 года пост главного архитектора, отправлен в отставку. Председателем КГА назначена Юлия Киселева, работавшая в комитете по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, а на должность главного архитектора Матвиенко рекомендовала Юрия Митюрева. Пока что изменения не вступили в силу — они будут узаконены после утверждения правил землепользования и застройки, которые Викторов во вторник представит правительству.
Официальная риторика бодра и оптимистична. «Викторов освобожден от должности по его настоятельной просьбе. Он проработал председателем КГА в течение четырех лет, сделал для города очень многое, и я с нелегким сердцем принимаю это решение», — говорится в заявлении Матвиенко.
Губернатор обещает, что даже после отставки бывший глава КГА «останется в команде»; президентским указом Викторов награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени и правительственной грамотой.
Однако, как сообщает «Коммерсантъ», еще в понедельник Викторов отказывался подтверждать предполагающееся увольнение, а его руководитель вице-губернатор Александр Вахмистров «посчитал невозможным комментировать несостоявшееся событие». Кроме того, слухи об отставке главного архитектора и реструктуризации КГА всплывали с завидной регулярностью: в последний раз Викторову пришлось давать официальное опровержение примерно месяц назад.
Основная причина разногласий Смольного и КГА, по мнению многих, состоит в том, что комитет не проявлял должной лояльности к планам команды Матвиенко по застройке.
А главный предмет раздора — проект 396-метрового небоскреба «Охта-центр» (первоначально — «Газпром-сити»), история с которым тянется уже около двух лет. Отказаться от идеи строить высотку «Газпрома», не вписывающуюся, по мнению оппонентов, в облик Петербурга, призывал и Союз архитекторов, и ЮНЕСКО, и общественное движение «Живой город», членами которой по случаю стали Александр Сокуров и Сергей Юрский. При том что Александр Викторов никогда напрямую не высказывался против строительства башни «Охта-центра», проект так и не получил окончательного согласования.
«Небоскреб «Газпром-сити» на неброском охтинском ландшафте — это как плевок дьявола», — говорил Борис Гребенщиков. «Они вламываются бескультурной денежной массой в исторический центр Петербурга», — вторил ему Юрий Шевчук. Впрочем, сейчас страсти вокруг «Охта-центра» улеглись — по крайней мере, на ближайшие три года, именно на этот срок заморожено городское финансирование проекта.