Несомненно, одна из главных новостей чопорной Британии — надвигающееся вручение премии журнала Literery Review («Литературное обозрение») — награда за худшее литературное описание секса Bad Sex In Fiction Award. Премия вручается ежегодно, начиная с 1993 года, и, по словам редактора Literary Review Оберона Во, призвана деликатно намекнуть авторам и издателям, что им следовало бы воздерживаться от чересчур неуемного желания снабжать литературные произведения неумелыми, бесталанными, шокирующими эротическими пассажами.
Один из претендентов на присоединение к почетному списку лауреатов, среди которых вы вряд ли найдете много знакомых имен (разве что Тома Вулфа, награжденного в 2004 году за «Я — Шарлотта Симмонс»), стал Аластер Кэмпбел со своим дебютным романом «Все в уме».
И это несмотря на то, что Кэмпбел в этом жанре практически профессионал — когда-то под псевдонимом Ривьера Жиголо он писал порно-рассказы для соответствующего журнала.
Но, видимо, профессиональные навыки его и подвели — литературные и иные ожидания его читателей сильно отличаются от потребностей ценителей прекрасного из Literary Review.
В качестве примера приводится отрывок: «Он не был уверен, что его член находился там, где ему хотелось бы. Но когда ее рука сомкнулась на члене и она притянула его к себе, он почувствовал, что все идет как надо.
Когда затем одна ее рука присоединилась к другой, обхватив его за шею, и она начала урчать, иногда переходя на стон, он понял, что вскоре потеряет девственность».
В данном контексте противоположность физиологичности — высокопарность. Здесь лидирует Пауло Коэльо с переведенной у нас повестью «Брида», в которой сексуальная сцена, происходящая на тротуаре, описана такими образом:
«Это был момент, когда Ева снова входила в Адама и обе Половинки преобразовывались в Создании. Внезапно она уже не смогла продолжать контролировать мир, который ее окружал, ее пять чувств, казалось, хотели выпрыгнуть, а ей не хватало сил, чтобы удержать их. Как если бы священный луч достиг ее, она их отпустила, и весь мир: чайки, вкус соли, неровная земля, запах моря, вид облаков – все исчезло, а на его месте появился золотой свет, который рос, рос и рос, пока не прикоснулся к самой далекой звезде галактики».
Если бы в голосовании могли приниматьучастие российские читатели, мы бы, без сомнения, проголосовали за дебютный роман историка Саймона Мотефьора «Сашенька», в котором коммунистка вступает в преступную связь с богемным писателем.
«Он сорвал с нее бюстгальтер, обхватил груди, вздыхая от блаженства. «Твои голубые вены божественны», — прошептал он». И еще:
«Он сумасшедший, думала она, когда он занялся с ней любовью снова. Боже мой, я двадцать лет была самой разумной большевичкой в Москве, и вот теперь этот гоблин сводит меня с ума».
А вот еще одна серьезная заявка на победу — Энн Алистри с пробой пера «Триптих молодого волка». «Это довольно приятно — видеть себя в одном списке с такими известными писателями. Раньше я писала биографии и мемуары, но я подумала, что каждый писатель должен написать повесть. И я подумала, что в ней обязательно должен быть секс». «Вообще-то, это довольно серьезное произведение. Про волков, — добавила писательница. — Здесь есть волчий секс, а также секс волков с немецкой овчаркой — гибридный секс». Впрочем, награду сулит ей отрывок, описывающий не звериный секс, а вполне человечий, ведь не многим авторам удается совместить эротику с супом. «До нее донесся слабый запах лукового супа. Не останавливайся, простонала она».
И это только половина кандидатов.
В общем, сотрудникам Literary Review предстоит нелегкий выбор и нелегкое чтение. Пожелаем, чтобы оно не отбило литературоведам желания если не читать об этом, то, по крайней мере, участвовать в процессе.