Перед нами пара любовников, то бишь он и она. Обитают в мегаполисе, загружены работой по самые уши, в отношениях у них сплошная пурга, и они не находят ничего лучше, как смотаться в провинцию – сменить обстановку, развеяться и попутно навестить ее родителей. Разумеется, затея выходит им, и особенно ему, боком: родители сущие гады и зануды, отовсюду высовывают рожи бывшие ее любовники, провинция оказывается куда более провинциальной, чем можно было ожидать, ну и в целом узнается друг про друга слишком много нового.
Нового, как видите, ничего.
В разных вариациях – от российских сериалов до «Знакомства с Факерами» — мы встречали подобные сюжеты многократно. На сей раз создатели картины попытались вложить в нее философский подтекст и нравоучения, но не слишком-то преуспели.
А впрочем, справедливо ли здесь слово «создатели»? «2 дня в Париже» — тот самый случай, когда перед нами и швец, и жнец, и на дуде игрец. Актриса Жюли Дельпи мало того, что является режиссером картины и исполнительницей главной роли Марион, так она еще автор сценария, композитор, монтажер и фотограф на съемочной площадке. Мало того, родителей Марион в картине сыграли настоящие родители Дельпи (они, правда, профессиональные актеры). Понятное дело, если бы презентовали отечественный фильм, где все это делала, скажем, Заворотнюк, оставалось бы только напиться яду. Но за границей, как ни странно, такие стахановские замашки зачастую оказываются вполне оправданными.
К сожалению, данный случай – не пример.
Сама по себе Дельпи актриса весьма неплохая. Правда, ее обычно пытаются представить по малоизвестным широкому зрителю фильмам типа трилогии Кесьлевского про «Три цвета». Тогда как гораздо легче ее вспомнить по тарантиноподобному «Убить Зои», «Американскому оборотню в Париже» или, на худой конец, американским «Трем мушкетерам», где она играла Констанцию.
Этакая худенькая светловолосая девушка с первым номером, которая любит сниматься обнаженной. Наверное, теперь узнали.
В последнее время Дельпи сильно изменилась (внешне, к сожалению, совсем не в лучшую сторону, что отчетливо видно в «Двух днях»), слегка ударилась в антиглобализм (что простительно, ибо модно) и сняла уже несколько фильмов (правда, короткометражек). До российского зрителя «2 дня в Париже» добирались довольно долго – почти полтора года, хотя и были включены в программу Московского кинофестиваля.
Добрались, наконец. А смысл?! Об этом, вероятно, задумались и прокатчики, которые запустили картину ограниченно – всего в трех кинотеатрах.
Но вернемся же к невероятным приключениям американцев в Париже, а вернее одного американца – бойфренда Марион по имени Джек.
Его сыграл Адам Голдберг, в свое время мелькнувший в «Друзьях», хотя, боже ж мой, какой голливудский еврей не успел мелькнуть в «Друзьях».
Джек волосат, татуирован, очкаст и, простите, туповат. В Париже ему все не нравится: народ больно умный и суетливый, фотографировать почти что нечего, по-американски никто не разговаривает даже в «Макдональдсе», а «Биг Мак» эти подонки вообще называют «Ле Биг Мак», как правильно заметил еще Винсент Вега в «Криминальном чтиве». Но это бы все еще полбеды, кабы не родители Марион, пропагандирующие превосходство французской культуры над всякими другими, даже над великой американской.
Конечно же, все идет наперекосяк, хрупкие отношения начинают рассыпаться окончательно, и слава богу, все это снято достаточно смешно. Некоторые сравнивают «2 дня» с фильмами Вуди Аллена, но вудиалленовский юмор все-таки не для широкой публики, а здесь все попроще, типа дискуссий «куда лучше вставлять градусник».
Поручики, молчать.
Хотя Джек-Голдберг самого Вуди Аллена чем-то напоминает, не поспоришь. Как минимум очками.
Как ни странно, сочувствуешь в картине почему-то именно Джеку, хотя явно задумывалось наоборот. Зачастую над ним глумятся слишком откровенно, а его пассия Марион выглядит уж чересчур занудной воблой, что дополняет ее постоянный закадровый голос, объясняющий, что да как, и философствующий на темы любви и взаимоотношений. Так и хочется сказать: «Ну что вы привязались к мужику? Дайте ему «Биг Мак», позвольте сфоткать Эйфелеву башню и отпустите на волю, в пампасы».
Ко всему вдобавок от фильма серьезно попахивает автобиографичностью.
Бог с ними, с родителями Дельпи – им тоже кушать надо. Но тему проблемной пары «француженка – американец» Дельпи возделывает уже довольно давно: в фильмах «Перед рассветом» и «Перед закатом» они с Этаном Хоуком уже решали подобные вопросы. Не слишком успешно решали, со скрипом. Видимо, не очень хорошо живется актрисе в Калифорнии, коли ее снова так пробило…
Как вы понимаете, все эти составляющие никак не позволяют хвалить фильм. Он весь какой-то не цельный: не слишком смешной для комедии, не слишком грустный для мелодрамы, не слишком профессионально срежиссированный, а значит, не слишком обязательный для просмотра. Уж лучше подождать еще года три, пока Дельпи разберется с личными проблемами и снимет очередной фильм про француженку и американца. Тогда и узнаем, чем у них там все кончилось.