А все так хорошо начиналось… В теперь уже почти далеком 2004 году австралийцы Вэн и Уоннелл (впрочем, Вэн так и вовсе малаец) выдали на-гора очень страшный триллер под названием «Пила». Будучи заявлена как независимое кино и чуть ли не арт-хаус, «Пила» произвела фурор на фестивале «Санденс», после чего двинулась в поход по умам кинозрителей.
Ставший культовым фильм породил целый ряд сиквелов: Вэн и Уоннелл были их продюсерами, к нескольким писали сценарии, сейчас на пару клепают компьютерную игру по мотивам первой «Пилы». Вторую, третью и четвертую части с очень разным успехом снял Дэррен Боузмен — кстати, его фантастический мюзикл «Генетическая опера» стартует в российских кинотеатрах 27 ноября.
«Пила» же за номером пять была доверена режиссеру-дебютанту Дэвиду Хэклу.
Хэкл, правда, тоже пришел не со стороны. Он давно крутился в «распиловочном» цеху — разносил пончики на площадке. Шутка, конечно: на самом деле он был художником-постановщиком и режиссером второго состава, и вот дорос до собственного фильма.
Задача у Хэкла и компании была нелегкая: дело в том, что в четвертой части Боузмен сотоварищи неосмотрительно прикончил главного маньяка – Конструктора, а без него фильм выглядел совсем не завлекательно: ну, например, как «Темный рыцарь» без Бэтмена. Однако свято место пусто не бывает: парни поднатужились и решили, что без Конструктора вполне можно обойтись, если выдумать другой не менее гадкий персонаж. Сказано – сделано, тем более в той же четвертой части на роль негодяя был осторожно заявлен детектив Хоффман. Оставалось придумать новые хитроумные ловушки, закупить побольше искусственной крови и пластиковых кишок, а также найти «хорошего» героя в пику злодею. Им сделали агента ФБР Страума, а сюжет «Пилы» с его появлением почему-то стал напоминать скорее полицейский маниакальный триллер а-ля недавно прошедший в российском прокате «WAZ», нежели хоррор про расчлененку с претензией на философские искания.
Понимая, что это может все испортить, бригада Хэкла обильно нашпиговала «Пилу 5» реконструкциями событий предыдущих серий.
С одной стороны, прибавилось кровищи. С другой – на многие вопросы наконец-то получены ответы. С третьей – даже человеку несведущему, то есть не смотревшему предыдущие «Пилы», все становится более или менее понятно.
Ну и актеру Тобину Беллу, сыгравшему Конструктора, не так обидно, что его убили: во флешбэках он появляется довольно часто и начитывает весьма любопытные монологи о смысле жизни.
Загадка как таковая в пятой «Пиле» отсутствует напрочь (в отличие от предыдущих, в которых с загадками порой был серьезный перегиб), а противостояние Хоффмана и Страума нивелируется похождениями очередной группы бедолаг, которые очухиваются в мрачном подвале среди сонмища ловушек, исправно отрывающих им руки-ноги-головы. Кстати, при выдумывании этих самых ловушек киношники вдохновлялись DVD с записями реальных несчастных случаев на производстве, катастроф и дорожных происшествий. Вставило им, видать, очень серьезно — впечатления явно удалось донести и до зрителя.
Хотя, как ни странно, «Пила 5» далеко не самая страшная среди своих товарок.
У нее и рейтинг-то всего лишь «Детям до 17 лет обязательно присутствие родителей». С другой стороны, заявленный еще первым фильмом уровень ужаса не достигло ни одно из продолжений, хотя, если помните, дело там было вовсе не в мегатоннах окровавленных потрохов.
Однако слоган «Вы не поверите, чем это кончится!» срабатывает, равно как и сопереживание угодившим в ловушки к агенту Страуму.
К тому же актеры наконец-то вспомнили, что им нужно не только пугаться, орать и корчиться, но и играть, чем после первой «Пилы» никто уже не занимался. В результате все исполнители главных ролей отработали вполне на уровне, не говоря уже о вышеупомянутом Тобине Белле.
Таким образом, попытка свернуть с наезженной колеи Хэклу вполне удалась. А ведь у «Пилы» был очень реальный шанс превратиться в бессмысленный сериал, когда каждый из сиквелов различался бы исключительно устройством ловушек и желанием удивить зрителя в финале.
К этому все шло, потому смена человека в режиссерском кресле оказалась ужастику на пользу.
Нет ничего удивительного, что «Пила 6» станет продолжением этого эксперимента: ее будет снимать уже не Хэкл, как можно было подумать, а некий Кевин Гротерт, который на предыдущих «Пилах», включая пятую, трудился в качестве монтажера. Тем более что на форумах «пилопоклонников» отзывы типа «Ах, нам, похоже, не избежать пятой «Пилы» сменились бодрыми «Скорей бы год прошел, а там и шестая выйдет!»
И почему-то кажется, что вряд ли эти люди ограничатся первым десятком…