Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Из клетки — в небо

Выставка Евы Левиной-Розенгольц

Чтобы увидеть мир другими глазами, нужен импульс. Для Евы Левиной-Розенгольц таким импульсом оказались тюрьма и ссылка. С образцами «постлагерной метафизики» можно познакомиться на выставке этой художницы в «Галеев-галерее».

Когда-то Варлам Шаламов написал, что опыт лагерной жизни – целиком отрицательный, в нем нельзя найти позитивных моментов. Интересно, как же тогда понимать слова Евы Левиной-Розенгольц о том, что «тюрьма, прокурор и ссылка сделали из меня настоящего художника»? Может быть, не так уж эти два утверждения антагонистичны. Ведь и из Шаламова именно лагерь сделал большого писателя (не вспоминая уж о Достоевском).

А что касается негатива, то речь шла, вероятно, о неприменимости этого жесточайшего опыта к нормальной, вольной жизни. Но не о творчестве, которое само по себе бывает разновидностью каторги. Если жизнь оказалась опрокинутой и втоптанной в грязь, вместе с нею опрокидываются и прежние творческие установки. Прошедший через это художник получает шанс начать с нуля – не в смысле карьеры, а мироощущения. Правда, не каждому по силу таким шансов воспользоваться.

Ева Левина-Розенгольц сумела, причем в том возрасте, когда от творцов уже и не ждут никаких откровений.

Она начинала очень энергично и талантливо – училась у скульптора Анны Голубкиной, потом во ВХУТЕМАСе у живописца Роберта Фалька, высоко ценившего ее дарование. Думала, все двери открыты, и молодым везде у нас дорога. Участвовала во многих выставках, увлекалась экспериментальным театром, гостила в Лондоне у брата, занимавшего там должность советского полпреда (знать бы ей, какими «шпионскими» пятнами на биографии могут обернуться подобные поездки). В Англии Ева увлеклась работами Уильяма Тернера – это влияние сказалось в последние годы ее жизни весьма неожиданным образом.

Вернувшись в Россию, погрязала потихоньку вместе со всеми в соцреалистической рутине.

С конца 30-х и вплоть до ареста в 1949 году Левина-Розенгольц трудилась копиисткой в живописном комбинате, производя на свет все новые и новые полотна про великого Сталина и торжество социализма. Заказы на копирование Шишкина с Левитаном могли считаться просто подарком судьбы. Возвратившийся из Парижа Роберт Фальк пришел в неописуемой ужас от того, чем занималась его любимая ученица. Но у нее сложились трудные жизненные обстоятельства, другого выхода не было. Вроде бы не было...

Рецепт избавления от живописной поденщины отыскался на Лубянке.

Художница получила десять лет ссылки, которую отбывала сначала в Красноярском крае, потом в Караганде. Впоследствии она рассказывала друзьям, что часто рисовала палочкой на песке в отсутствие даже бумаги и карандаша. Реабилитировавшись в 1956-м, приехала обратно в Москву – и поняла, что покончено не только с прошлой жизнью, но и с былыми художествами. Она начала все заново, уже не сверяясь ни с линией партии, ни с мнением выставочных комитетов. Это было катакомбное искусство в чистом виде. Ее усилия незадолго до смерти по достоинству оценил все тот же Роберт Фальк, сказав: «Не страшно умирать, когда оставляешь таких художников после себя». История звучит романтически, но слова эти были записаны женой Фалька сразу после их произнесения.

Так каким же «таким художником» стала Ева Левина-Розенгольц?

Сказать бы – мистическим, но эта характеристика не будет достаточно правдивой.

Работы художницы того периода часто сравнивают с графикой гениального Василия Чекрыгина, разделявшего идеи «философии общего дела» и мечтавшего о воскрешении всех умерших. Внешнее сходство есть, но смысл у Левиной-Розенгольц иной. Фигуры из так называемого «Рембрандтовского цикла» тоже существуют вне времени и вне социума, но они не наделены религиозным смыслом. Скорее, тут речь об экзистенции, о самоощущении человека, познавшего тщету и преходящность многих соблазнов.

Приблизительно о том же говорят пейзажные листы из циклов «Деревья», «Болота», «Небо». Эти будто бы природные виды почти не привязаны к реальности – они лишь знаки универсума, который может обходиться и без человеческой жизнедеятельности. Особенно пронзительны листы с небом: здесь уже напрочь исчезают любые земные ориентиры, остается только смутное сияние надмирных высот (тут как раз можно вспомнить о заочных уроках Тернера, в конце жизни искавшего подобных эффектов в своей живописи). В интерпретации Левиной-Розенгольц небеса едва ли обещают надежду на спасение, но они готовы принять в себя и растворить.

Как писал ее ровесник Михаил Булгаков, «об этом знает уставший».

Послелагерные работы художницы наделены странной силой и способностью притягивать внимание – не сюжетом, а чем-то иным. На выставке в «Галеев-галерее» они соседствуют с ранними вещами, которые профессионально удачны, но лишены пока магии. Левина-Розенгольц вспоминала, что идея света, не зависящего от случайностей, света драматургического и символического, впервые пришла ей в голову, когда она сидела перед следователем на допросе. Пожалуй, именно такие эпизоды и позволяли ей говорить о решающей роли тюрьмы в ее творческой биографии. Вполне возможно, к своим пластическим открытиям она могла бы прийти и другим способом, но этого мы уже никогда не узнаем и не проверим.

Новости и материалы
Путин сообщил, что в Татарстане ликвидируют разрушения после атаки БПЛА
Найдены клетки мозга, регулирующую тягу к соленой пище
Российский депутат раскритиковал мошенников, которые заставляют россиян устраивать поджоги
Американец потерял $450 000 из-за звонка из «службы поддержки» Google
Минобороны раскрыло потери ВСУ на Курском направлении
Маск призвал проверить чиновников в США на когнитивные способности
Хабенский заявил, что не верящим в Деда Мороза артистам можно уходить из профессии
Автомобильный регистратор снял, как в Минводах взорвался магазин пиротехники
Жена Карпина рассказала, как они планируют отмечать Новый год
Путин заявил, что Россия всегда будет справедливо отвечать на любую эскалацию
Песков объяснил, почему на прямой линии он часто призывал журналистов к порядку
Эвакуированные из Суджи рассказали, что к жителям ежедневно привозили иностранных журналистов
Стоматолог знакомился с женщинами в сети, накачивал наркотиками и насиловал
SIM-карты обвинили во вреде экологии
Ляйсан Утяшева выложила видео в платье с прозрачной юбкой
В бундестаге допустили визит Шольца в Москву
Звезда фильма «Три плюс два» рассказала об угрозах от коммунальщиков
Путин назвал выпуск «Орешника» историческим событием
Все новости