Этот фестиваль должен проходить ежегодно – скорее всего, во второй половине лета. В таком календаре кроется определенная проблема, поскольку художественная жизнь в это время затихает. Сами устроители в лице ГЦСИ (Государственного центра современного искусства) еще могут выдать что-нибудь значимое, а вот настроить на рабочий лад партнеров непросто. Большинство арт-институций в августе просто не работают. Можно, конечно, растянуть удовольствие до середины сентября, но тогда пропадает интерес к программе, которая начинает выглядеть слишком долгоиграющей и разбавленной.
Контуры подобного сценария просматриваются уже на нынешнем фестивале.
Премьерные показы проходят в здании ГЦСИ на Зоологической улице. Демонстрировать коллекции современного искусства устроители начали со своей собственной, предложив подборку видеоарта. А этажом выше устроены две мини-выставки в честь мэтров советского андеграунда Бориса Турецкого и Юрия Соболева – у обоих нынче 80-летний юбилей. Жест, откровенно говоря, символический, поскольку творчество этих авторов лишь обозначено несколькими произведениями. На масштабные ретроспективы это совсем не похоже. Есть вероятность, впрочем, что двух покойных художников еще успеют до конца года удостоить более подробным вниманием в каких-нибудь музеях или галереях. Начало уже было положено недавно музеем ART4.Ru, где проходила персональная выставка Бориса Турецкого.
Что касается видеоарта, то его довольно много.
Коллекция ГЦСИ насчитывает около четырех десятков работ – архив не гигантский, но для России внушительный. Вообще-то у нас в стране коллекционирование художественного видео пока не получило большого распространения. Вроде бы странное занятие – приобретать компакт-диски или видеокассеты по цене реального произведения искусства. Хотя авторы вовсю стараются следовать западной манере подачи, ограничивая и нумеруя количество копий, спрос на этот репертуар все равно невелик и явно превышает предложение. Откровенная самопальность и микробюджетность большинства фильмов также не способствует росту их популярности. В конце прошлого века на видеоарт возлагались огромные надежды, считалось даже, что этот вид артдеятельности скоро вытеснит со сцены все остальные. Действительность прогнозов не оправдывает. Но коль уж существует такое поприще, архивировать образцы продукции необходимо – хотя бы для истории.
В коллекции ГЦСИ фигурируют многие из авторов, проявивших себя на этой ниве, – дуэт Владислава Ефимова с Аристархом Чернышевым, группы AES+F, «Синие носы» и «Провмыза», Ксения Перетрухина, Яков Каждан, Юрий Васильев, Виктор Алимпиев с Марианом Жуниным. Припасено и кое-что зарубежное. Например, литовка Эгле Ракаускайте представлена роликом «Моя Америка», где на протяжении 12 минут героиня массирует дряблое тело парализованной жительницы Соединенных Штатов. А на двухканальном видео Даниэлы Перего «Я тебя не вижу» не происходит даже такого минимального действия. Девица просто стоит на обочине, мимо нее пролетают в обе стороны автомобили. На параллельном экране трасса абсолютно пуста – ни девушки, ни трафика. Характерен комментарий, приложенный к этому произведению: «Художница входит в коммуникацию с визуальной системой посредством образов, которые обретают актуальность только в формате инсталляции». Увы, в этой сфере по-другому выражаться не принято.
Те мухи, что не успевают сдохнуть от просмотра, добиваются аннотациями.
И после этого кто-то еще ожидает от видеоарта прорыва в публичное пространство.
Про «25 коротких перформансов о глобализации» от «Синих носов» тоже сказано, что авторы здесь «исследуют метафизическое пространство реальности и переносят полученное знание в визуальный формат». Отчего клоунада быть клоунадой не перестает. Фирменный «митьковский» юмор демонстрируют Ольга и Александр Флоренские в цикле «Трофейные фильмы». Пародийный монтаж реальной военной хроники с мизансценами немого псевдокино заставляет улыбнуться не единожды. Другие нажимают на психоделику, как, например, Алимпиев с Жуниным в ролике «Ода». Здесь мало что понятно, но зрелище вместе со звуком будто бы действует на подсознание. А Чернышев с Ефимовым по традиции упражняются с виртуальной реальностью: то давят ногами мелких шныряющих киборгов, то сами начинают мутировать в кадре до неузнаваемости.
Коктейль из незатейливых гэгов пополам со смертной скукой – это и есть современный видеоарт.
Можно было бы сослаться на недоразвитость нашей художественной практики, но и западные образчики обычно подпадают под эту формулу. Впрочем, у жанра есть свой круг фанатов, имеется и собственная иерархия – мол, этот автор считается выдающимся мастером, а тот всего лишь знаменитым. Хрестоматийные работы раздербаниваются на цитаты, которые включаются в несколько иной контекст и тут же сами получают хрестоматийный статус. Больше всего художники видеоарта напоминают членов интернациональной секты, регламентируемой неписанными правилами внутреннего распорядка. Остальная же культурная общественность с нетерпением ждет, когда на этой почве взрастет невиданный цветок искусства будущего.