Новый формат вызрел из двух автономных мероприятий, которые проводились в Москве в прежние годы. Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) устраивал одноименные фестивали «Стой! Кто идет?», а Музей современного искусства делал собственные молодежные выставки под названием «Мастерская». Теперь эти усилия решено соединить. В качестве союзников выступают и другие московские институции – Stella Art Foundation, культурный центр «Винзавод» и даже Третьяковская галерея. Суммарно для премьерного показа задействованы 26 площадок – не только в городе, но и в Подмосковье. У организаторов существует намерение осваивать российские регионы, однако первая биеннале все же базируется в столице.
По словам художественного руководителя ГЦСИ Леонида Бажанова, молодые авторы брошены у нас на произвол судьбы, а им требуются поддержка и внимание. Новая биеннале как раз и предполагает вводить творческую молодежь во «взрослый» контекст, создавая благоприятные условия на старте.
Призов и поощрительных премий не будет, вероятно, подразумевается, что участие в фестивальных выставках само по себе является наградой и неким карьерным авансом.
На первый клич устроителей отозвалось более семисот претендентов из двух десятков стран. Заявки были изучены и после отсева распределены между кураторами. Какие-то опусы прошли по ведомству политических высказываний и угодили на выставку «PRO Это», организованную в здании ГЦСИ Дарьей Пыркиной. Иные произведения были признаны соответствующими тематике проекта «Миграция», расположившегося в Музее современного искусства на Петровке. Остальные вещи рассосались какие куда, благо событий в программе много.
Встречаются, впрочем, и другие способы работы с творческой молодежью. Например, проект «Яблоки падают одновременно в разных садах» на «Винзаводе» задуман как диалог между юными и маститыми. В числе последних значатся Александр Меламид, Анатолий Осмоловский, Виктор Алимпиев, Игорь Макаревич с Еленой Елагиной. Они подобрали для своих затей молодых наперсников и выступают совместно. Наиболее оригинально подошел к вопросу концептуалист Юрий Альберт, взявший к себе в команду совсем не новичков — Андрея Монастырского, Никиту Алексеева, Вадима Захарова и многих других художников со стажем.
При этом нельзя сказать, что условия фестиваля проигнорированы: в выставку включены опусы, созданные нынешними ветеранами на заре их туманной юности.
В Третьяковке на Крымском валу покажут инсталляционный проект «Колодцы», где будут образно осмысляться проблемы отечественной артжизни. А международная составляющая биеннале заметнее всего проявится на выставках китайского, мексиканского, итальянского и чешского искусства. Не обойдется программа и без жанра Public Art, который вроде бы признан в России окончательно увядшим. Придать свежий импульс в этой сфере призвана акция «Сверхновая вещественность. Разгерметизация», намеченная на 4 июля на Пушкинской площади. Право голоса должны получить и некоторые маргинальные слои общества. От имени трудных подростков из городских трущоб выступят авторы экспозиции «Пацаны. Первая Gop-Art выставка» в Зверевском центре современного искусства.
Как обычно бывает в случае с масштабными фестивалями, не стоит рассчитывать на жесткую селекцию и стройную концепцию.
Широкий охват приводит к тому, что зритель сам должен будет разбираться, кто из художников действительно достоин внимания, а кто просто выбрался потусить за компанию. Вопрос предварительного отбора и на «взрослой» биеннале нельзя назвать окончательно решенным, а с молодежью и вовсе непросто. Есть ощущение, что допуск к участию нередко происходит по принципу: «Скажи пароль» — «Пароль» — «Проходи». С другой стороны, организаторы явно не хотели бы вместе с водой выплескивать и младенцев — талантливых и перспективных молодых художников, пока не принадлежащих к обойме.