Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Одинокая валькирия

Столетие балерины Марины Семеновой

В Большом театре отметили столетие со дня рождения выдающейся балерины Марины Семеновой. Сама Марина Тимофеевна уже не выходит из дома и в театр не приехала, но очевидцы события все равно чувствовали ее незримое присутствие.

Гала-концерт в честь Семеновой был построен методически правильно: в программу включили фрагменты балетов из ее репертуара – «Дочь Фараона», «Щелкунчик», Корсар», «Раймонда», «Баядерка», «Спящая красавица». Представили два главных театра ее жизни – Большой и Мариинский, откуда приехала команда выступающих. Показали семеновских учениц: Галина Степаненко в «Дон Кихоте» продемонстрировала, как хорошо ее выучила Семенова. На сцену выходили Светлана Захарова, Ульяна Лопаткина, Дмитрий Гуданов, Марина Александрова, Николай Цискаридзе, Иван Васильев, Игорь Зеленский, Наталья Осипова – обойма известных в балете имен. Рецензировать их исполнение смысла нет: главный вектор события не в этом, а любой концерт, хоть бы и юбилейный, есть сборная солянка, во время которой артисты, кто как может, решают творческие проблемы. И здесь все шло как обычно. Кто-то танцевал замечательно.

Другие под видом танца занимались делами — упрощали хореографию под свои технические возможности, упирали на трюки, демонстрировали собственное величие, превращали классическую балетную партию в фото из глянцевого журнала и доказывали изо всех сил, что есть еще у нас порох в пороховницах, а кто думает иначе, тот негодяй и мерзавец.

Самым интересным оказался документальный фильм о Семеновой, показанный на вечере. И не суть, что ее почти не снимали, а то, что сохранилось, почти не передает магическое впечатление, которое, судя по воспоминаниям современников, производила балерина. Через кадры танца Семеновой начинаешь понимать балетную мифологию. Она, как, впрочем, и всякая мифология, никогда не складывается просто так, стихийно, но подчиняется законам мифотворчества. Уланову, например, общественное мнение и официальная пропаганда назначили отвечать за лиризм в масштабе государства. Сие качество в условиях советской эпохи перестало быть аспектом личного таланта и стало официальным штампом. Все нежно-интимное, задушевно-трепетное следовало ассоциировать с улановским Лебедем или улановской Жизелью. Так, популярность Улановой достигла космических размахов, а термин «богиня танца», автоматически применяемый к ней, описывал уровень поклонения и, в общем-то, закрывал тему. Богиня лирического танца – одна. Остальные — в лучшем случае полубоги.

Собственную нишу в легенде под названием «советский балет» отвели и Марине Семеновой. Ниша эта — прямо противоположного свойства.

Семенова «отвечала» не за беззащитность, а за величественную властность.

«Богиней» ее называют, имея в виду дам решительных и энергичных: в ее балетных партиях было что-то от вагнеровских валькирий, а прилагательное «царственная» в списке балетных эпитетов применялось исключительно к Семеновой: больше никто не смел и претендовать.

Если Уланова на сцене как бы предлагала публике движения, то Семенова их упрямо и бескомпромиссно утверждала. Она создала образ женщины без страха и упрека, умеющей вырвать победу даже из неудачных обстоятельств. Персонажам Улановой всегда хотелось помочь. Героини Семеновой могли постоять за себя сами. Улановские образы идеально вписывались в архетип патриархата, отвечая традиционному мужскому желанию опекать слабую женщину. Семеновские сполна отвечали женскому типу, воспеваемому временем: свобода на баррикадах.

Сказанное, разумеется, не означает, что Семенова низвела классический танец до прикладных интересов сталинской эпохи: вульгаризации в ее искусстве не было ни на грош. Семенову, обожавшую античность и Венеру Милосскую, на сцене саму называли «чудесной дышащей скульптурой». Громадной силе эмоций, скрытых в этой миниатюрной женщине с красивой спиной, отлично вылепленной головой, ладным телом и феноменальной по тем временам танцевальной техникой, не мешала даже монументальность облика, довольно быстро приобретенная Семеновой. Она не особо любила положенный в профессии телесный «разогрев» упражнениями в классе, предпочитая неканонический горячий душ…

Фильм задал еще одну тему.

У нас в балете любят поговорить о традициях, как правило, понимая под ними привычку к неизменности, отчего все новое понимается как повод для ностальгических рыданий.

Так вот, искусство Семеновой даже в несовершенных древних кинохрониках камня на камне не оставляет от такого плача. Ну не было до Семеновой танца, в котором так нерасторжимо и органично соединились бы вихрь и нега, повелительность и шик, женственность и мощность. Это для следующих поколений ее искусство стало синонимом верности классическому наследию. А для своего времени Семенова была революционеркой исполнительского стиля, и то, что теперь называют традицией, когда-то взорвало «незыблемые» каноны. Так, Семенова, дебютировавшая в 1925 году, фактически спасла классический балет от навязанного ему революцией комплекса художественной неполноценности, от необходимости оправдываться перед новой эпохой в грехах легковесности и устарелости.

Включенные в фильм куски ее «Лебединого озера» поражают: эта Одетта похожа на одинокую звезду в небе, где нет места мелким дрязгам. Семенова и в жизни умела быть похожей на свои роли. О ней рассказывают невероятное: в театре не дружила против кого-то, не выгрызала зубами карьеру, не играла в интриги. Даже — о чудо! — не интересовалась, в каком составе, первом или третьем, станцует премьеру. Независимость нрава притягивала, как любая история о неподчинении личности повадкам толпы.

По рассказам, она в театре была одна такая.

Это тоже миф Семеновой, один из самых красивых ее мифов.

Новости и материалы
Тиньков остался должен российскому суду миллионы рублей
В Пентагоне допустили прямое вовлечение третьих стран в конфликт на Украине
Экс-депутат из Нидерландов заявил, что ЕС не компенсирует помощь Украине при победе Трампа
Небензя заявил, что США пытаются убедить мир в недопустимости оказания помощи России
В Таиланде подтвердили решимость королевства стать членом БРИКС
Стало известно, на какие занятия детей россияне тратят деньги
На Камчатке смогли остановить птичий грипп на птицефабрике
В России начали разработку национального калькулятора биологического возраста
Эксперты подсчитали, на что россияне тратят больше всего денег
Су-34 уничтожил опорный пункт противника
В промышленном центре Сибири ввели туристический налог
Врач назвала сжигающий жир овощ
Starbucks решила отказаться от платы за популярную добавку
Нейросети придумали оригинальный метод изучения языков
Врач назвала самые полезные гарниры
Россиян предупредили о подорожании блюд для новогоднего стола
Основатель TikTok стал самым богатым человеком Китая
В России будут по-новому компенсировать льготникам расходы на ЖКУ
Все новости