В связи с юбилеем ГРМ из культурной столицы в столицу номинальную прибыли две огромные выставки, которые недавно демонстрировались в здании на площади Искусств. Экспозиция «Время собирать...» представляет русское искусство из нескольких зарубежных коллекций – в частности, Алекса Лахманна, Джона Стюарта, Эдуарда Ротманна. А из собственных фондов составлена выставка «ХХ век в Русском музее», где фигурирует большое количество хрестоматийных шедевров, отдельные из которых известны любому школьнику. Десант с берегов Невы получился настолько масштабным, что найти для него подходящих размеров площадку оказалось нелегким делом. В Третьяковке, Пушкинском или Историческом музеях, которые в былые годы привечали петербургских гастролеров, необходимых свободных площадей нет физически. В результате выбор пал на музей-заповедник «Царицыно», открывшийся после реконструкции меньше года назад. Место не слишком привычное для любителей изящных искусств, да и от центра далековато, зато в здешнем дворце имеется бессчетное количество залов. Сегодня это самое крупное выставочное пространство города.
Так что привезенные выставки поместились без натуги, хотя питерские музейщики и жаловались, что работать с этим извилистым пространством им было непросто.
В репертуаре двух проектов можно найти множество пересечений – хотя бы по именам художников. Там и тут встречаются произведения Казимира Малевича, Петра Кончаловского, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Аристарха Лентулова, Бориса Григорьева, Кузьмы Петрова-Водкина. В последнем случае близки даже сюжеты двух полотен: «Богоматерь с младенцем», принадлежащая частному коллекционеру, весьма напоминает «Богоматерь Умиление злых сердец» из музея. Впрочем, и отличий между двумя выставками немало. Коллекционерская подборка хронологически начинается с конца XVIII столетия и заканчивается серединой прошлого.
Музей же представляет только работы ХХ века, что следует из заголовка экспозиции.
Причем здесь показано только «высокое искусство», без всяких ответвлений декоративно-прикладного характера, тогда как частные собиратели надавали множество вещиц вроде яшмовых ваз, серебряных ларцов и даже позолоченных самоваров. А в части живописи принципиальным можно назвать такое различие: как правило, в музейную экспозицию включены те произведения художников-эмигрантов, которые писались еще в России, у коллекционеров же преобладают работы зарубежного периода. Мало кто из наших зрителей видел поздние полотна Бориса Григорьева, Александра Яковлева, Филиппа Малявина, Константина Сомова. Теперь эта лакуна получила довольно интересное наполнение.
Зато на выставке «ХХ век в Русском музее» так обильно показаны хрестоматийные произведения, что порой забываешься и представляешь себя бродящим по залам самого ГРМ. И еще ловишь себя на мысли: а что же тогда осталось в Петербурге, если столько всего на выезде? Музейщики, впрочем, заверили, что Михайловский дворец отнюдь не оскудел экспонатами, и в постоянной экспозиции всего хватает. Без «Иды Рубинштейн» Валентина Серова, «Прогулки» Марка Шагала или «Красного квадрата» Казимира Малевича тамошние посетители пока обойдутся. А в некоторых случаях потери и вовсе пройдут незамеченными. Например, едва ли кто хватится отсутствующей эпохалки «Гимн Октябрю» Александра Герасимова или монументального полотна «С. М. Киров принимает парад физкультурников» кисти Александра Самохвалова.
Опусы в своем роде выдающиеся, но вряд ли из числа тех, к которым зрители спешат прямиком от музейного порога.
В принципе, почти все этапы истории русского искусства ХХ века здесь обозначены – от врубелевского символизма и мирискуснической изысканности до концептуализма в лице Кабакова, Чуйкова, Пивоварова. Надо сказать, что отечественными художниками выставка не ограничивается. Отдельный зал отведен под произведения Джаспера Джонса, Энди Уорхола, Йозефа Бойса, Георга Базелица, Джефа Кунса и других столпов западного контемпорари арта. Этот раздел образовался в результате дистилляции постоянной выставки под названием «Музей Людвига в Русском музее». То есть перед нами часть даров, попавших в Петербург из Кельна. В общем гастрольном контексте эта вставка выглядит несколько чужеродной, но музейщики, видимо, не могли не похвастаться своими диковинами.
Столь внушительный показ должен заметно сказаться на посещаемости царицынского дворца. Надо полагать, заглядывать сюда станут не только окрестные жители, но и паломники со всего города. Плюс гости столицы, разумеется. Народная тропа протопчется, а там, глядишь, подоспеют и новые амбициозные проекты. Пока хозяева проинформировали только об одной грядущей выставке, посвященной императорским сокровищам Москвы и Петербурга. При этом намекнули, что подобным сюжетом их фантазия не ограничится.