Череду русских аукционов, которыми знаменуется нынешняя лондонская неделя, открыли вечерние торги Sotheby's, где фигурировали 58 наиболее дорогостоящих лотов. Сенсаций и даже особых неожиданностей не случилось; все абсолютные рекорды устояли. Что совершенно не означает стагнации в этом секторе арт-рынка. Скорее, можно говорить об изменении структуры инвестиций. После того как год назад картина Константина Сомова «Радуга» ушла за $7,3 млн, а холст Наталии Гончаровой «Сбор яблок» едва не перевалил за отметку в $10 млн, гонка за ценовыми рекордами несколько приутихла. Несмотря на раздающиеся со всех сторон азартные подзуживания: «Вперед, ребята, вам нет преград!» — российские коллекционеры стали поосторожнее и предпочитают не штурмовать космические высоты.
Зато дорожает репертуар в целом, особенно рейтинговая его часть.
Например, список лотов, чья стоимость выражается в семизначном долларовом эквиваленте, получился на сей раз довольно длинным. Примечательно, что в этом перечне есть не только живопись, но даже и графика. В результате яростной схватки претендентов пастель Зинаиды Серебряковой «Откинувшаяся обнаженная» намного превзошла эстимейт (предварительную оценку) в 150—200 тыс. фунтов стерлингов (один фунт стерлингов равен почти $2) и была продана за миллион с лишним. В число «миллионеров» вошли также Алексей Боголюбов, Константин Маковский, Николай Рерих, Василий Кандинский, Роберт Фальк и еще несколько авторов. А первенствовала в нынешнем «забеге» все та же Наталия Гончарова – правда, с относительно скромным для себя итогом в 2281 тыс. фунтов, заплаченных за «Натюрморт с фруктами». Эта цифра совсем ненамного превысила нижнюю границу эстимейта в 2–3 миллиона. Вторая работа Гончаровой – «Натюрморт с красными цветами и персиками» – тоже не вызвала чрезмерного ажиотажа и ушла по эстимейту за 1,161 тыс. фунтов стерлингов.
По-прежнему (и уже многие годы) в группе лидеров остается Иван Константинович Айвазовский.
На этот раз за приличные деньги были проданы сразу пять его произведений. Дороже всех обошлось новому владельцу монументальное полотно «Пушкин и Мария Раевская на берегу моря близ Гурзуфа» (1,833 тыс. фунтов стерлингов). Держит планку и Константин Коровин, который был представлен в каталоге четырьмя холстами. Все их и продали, причем здесь тоже самой популярной оказалась гурзуфская тема, хотя и без Пушкина. Солнечный «Вид с террасы в Гурзуфе» обрел следующего хозяина за 1,497 тыс. фунтов.
Общий итог вечерних торгов, составивший 21 млн 186 тыс. фунтов стерлингов (кому привычнее мыслить в долларах, умножьте на два), не поразил воображения, но и разочарования у организаторов не вызвал. Разумеется, успех мог быть значительнее, если бы не столь высокий процент непроданного. Почти четверть всех лотов вернулась в запасник с приговором «Unsold» – впрочем, трагедии в этом никто не усматривает. Вслед за топовым аукционом пройдут еще два раунда русских торгов, которые могут существенно поднять общую сумму продаж. Пока неизвестно, правда, найдется ли покупатель на полотно кисти Псевдо-Глазунова, по поводу которого недавно разразился скандал. Увидев в каталоге «Вид на Кремль», Илья Сергеевич своего авторства не признал, в результате чего произведение будет торговаться за подписью «Неизвестный художник русской школы второй половины ХХ века». Но и без этого сомнительного раритета в запасе у Sotheby's остаются почти шесть сотен лотов с «русским оттенком» – тут и живопись, и графика, и иконы, и ювелирка на пару с прикладным искусством. Фаберже еще скажет свое слово. А 11 июня, по окончании торгов у Sotheby's, к российским капиталам примерится извечный конкурент – аукционный дом Christie's.