В момент триумфа Д. Билана напоминать россиянам о существовании Б. Дилана как-то не очень к месту. Впрочем, говорить о нем всегда непросто. «Затевать о нем серию – все равно, что детским совочком пытаться срыть Мамаев Курган. И все же мы попробуем», — начал такими словами серию передач, приуроченных к 60-летию Боба Дилана, Сева Новгородцев. Было это семь лет назад и за это время с заслуженным музыкантом успело произойти много всякого.
Но начнем по порядку.
Дилан — настоящий парадоксов друг. С одной стороны, увидев его в телевизоре, с непривычки можно начать плеваться – непонятный старик с противным голосом поет что-то под акустическую гитару на английском языке. Не совсем понятно, зачем напрягать свой мозг аудированием, если у нас примерно тем же занимается, простите, Борис Гребенщиков. Знатоки, впрочем, называют Гребенщикова Бобом именно в честь Дилана, и тут впору зародиться сомнению в верности первого суждения.
Дело в том, что все вопросы, которые возникают при разговоре о феномене музыканта в целом и его музыке в частности, отпадают, если даже мельком взглянуть на его биографию. Да, этот человек придумал все, что возможно в рок-н-ролле, кроме него самого.
Без всякой мистической ерунды он совершенно заслуженно стал символом поколения и был кумиром The Beatles и The Rolling Stones сразу.
Кавер-версий, к примеру, на песню этого неприятного певца Mr. Tambourine Man было столько, что ее впору считать народной, а делали их вполне заслуженные и более приятные неподготовленному уху исполнители вроде недавно воспрянувших R. E. M. То же самое касается композиции Knockin On Heaven's Door, которую пели все — от Боба Марли до Роджера Уотерса, а недавно ваш корреспондент, услышав очередную перепевку по радио в такси, поймал себя на мысли, что ее уже хочется назвать народной, не утруждаясь воспоминаниями об авторе.
Дискография певца насчитывает на данный момент около полусотни альбомов. Причем каким-то непостижимым образом, уже будучи легендой и автором культовой для любого рокера Like A Rolling Stone, он умудрялся несколько раз выпустить провальные, но, видимо, необходимые с творческой точки зрения работы.
Приезд Дилана в Россию именно сейчас — невероятно верный шаг.
Певец уже приезжал к нам лет десять назад, правда, не пел. Кроме акустических и электрических дел мастеров его в кои-то веки считают своим в поэтическом цеху – в прошлый раз он читал стихи для ценителей. Тогда ценителей было не так много, сегодня должно стать больше. Последние пару лет ознаменовались выходом его автобиографии (переведена на русский язык) и двух фильмов — художественного и документального. И если документалка о номинально известной, но все же культовой больше для Америки фигуре — штука не для самого широкого зрителя, то вокруг фильма «Меня здесь нет» шума было гораздо больше. Что вполне обоснованно – арт-хаусный подход лучше любого стандартного байопика дал понять многогранность и масштабность артиста. Ну, и наконец, не получится не сказать о том, что дед и бабка Роберта Циммермана (таково настоящее имя певца) в десятых годах прошлого века переехали в США из России.
Единственный российский концерт Боба Дилана состоится в Ледовом дворце Санкт-Петербурга 3 июня.