Телекамер от разных каналов в партере стояло 11. Сработал эффект бумеранга: сами раскрутили и сами же клюют на раскрутку. Правда, ожидаемых вип-персон среди публики почти не наблюдалось. Не считать же таковой Анастасию Заворотнюк, с которой герой дня работал в телепередаче «Танцы со звездами».
В фойе Большого развернули фотовыставку. Цискаридзе на репетиции ищет позу крыльев Злого гения в «Лебедином озере», в чем ему тут же помогает Юрий Григорович. Цискаридзе, романтический поселянин в шотландском килте, целует руки мечте – воздушной Сильфиде. И в облике средневекового урода Квазимодо «душит» хореографа Ролана Пети при постановке балета «Собор Парижской Богоматери».
Вечер задуман с благородными намерениями — отдать благодарность наставникам, что бенефициант и сделал со всей искренностью.
Первое действие — фрагмент «Тени» из «Баядерки» — он посвятил Марине Семеновой, номер «Нарцисс» — Галине Улановой, балет «Пиковая дама» – Николаю Фадеечеву. Семенова и Уланова когда-то учили Цискаридзе в балетном классе и помогали готовить роли. Фадеечев по сей день главный наставник, его педагог-репетитор. Улановой нет в живых, столетняя Семенова из дому не выходит. Фадеечева танцовщик пригласил на сцену, вручил огромнейший букет и встал перед учителем на одно колено…
У бенефиса была жанровая составляющая – подать публике разного Цискаридзе: классического («Баядерка»), гротесково-характерного («Нарцисс») и относительно современного («Пиковая дама»). Но, если сопоставить выбранный героем дня репертуар, получится, что идея вечера (которую Цискаридзе, безусловно, не планировал) — рассказ об эгоцентриках, живущих сознанием собственного превосходства над окружающими.
Судите сами. Герой «Баядерки» — Солор, обликом воинственный, а нутром гнилой: он нарушает клятвы, предает возлюбленную и не может отказать сильным мира сего. Нарцисс умирает от, простите, нарциссизма. Германн хладнокровно использует людей для достижения своих целей, доводя их до смерти. При этом герои обречены попробовать горькие плоды жизни — судьба наказывает себялюбцев. Индийский воин погибает от мести богов, Нарцисс тает от истощения, не в силах оторваться от собственного отражения в воде, а пушкинский герой … Ну, понятно.
В общем, получилась трехактная поэма об одиночестве эгоиста. Декламируя эту поэму со старанием и страстью, Цискаридзе выдавал все лучшее, что может показать сегодня.
Жаль только, что из «Теней» выбросили начало действия, хотя оно посвящено именно герою: он мечется в приступе раскаяния и курит кальян, отчего в его мозгах случается видение призраков, сходящих с Гималаев. Цискаридзе появился после долгого выхода «Теней», в каскаде эффектных прыжков через сцену, завершившихся арабеском. Эта знаковая для балета поза на одной ноге, когда тело устремлено вперед, в даль, а рука вытянута вверх, Цискаридзе всегда особенно удавалась – ноги, да и все тело у него от природы уникальные. (Из давнего интервью: «Мои физические данные перекрывали способности сверстников — гуттаперчевость, подвижность суставов и мягкость мышц, видимо, следствие позднего появления на свет: мама родила меня в сорок три».)
Цискаридзе-Солор, в белом костюме, расшитом «алмазами», в тюрбане с пером и с серьгой в ухе, с пылающим и отрешенным взором, молниеносно вращался и одновременно перемещался по сцене на полупальцах (балетный эквивалент житейскому выражению «на цыпочках»), а это па – труднейший элемент мужского танца. В «Нарциссе» бенефициант вспархивал в воздух, дугой прогибая спину и согнув колени, и сиял улыбкой существа, не знающего иных забот, кроме как махать вслед птичкам и телом вслушиваться в голоса природы. В «Пиковой даме» его персонаж с наклеенными бакенбардами погрузился в дебри собственных комплексов. Глядя на него, мы верили, что и впрямь страшно, если честолюбие так сильно зашкаливает. Хорошо, что исполнитель обошелся без мимических преувеличений, что затмевали, в частности, эту роль на зимних гастролях Большого театра в Париже. Тогда виделся не Германн, а новый русский, хвастающий «открывалкой» от «Бентли» последней модели: герой Цискаридзе с чересчур победительной улыбкой гулял вдоль рампы и нарочито крутил на пальце полученный ключ от дома старой графини.
Танцы Цискаридзе на московском бенефисе не сопровождались работой клакеров: с этой командой герой дня давно в ссоре. Но хлопальщики не были нужны — народ и без них аплодировал из всех сил. Бенефициант доволен — вечер сложился: «Как корабль назовешь, так он и поплывет. А зовут меня Ника. Это значит победа. Фамилия же моя переводится как «первая звезда». И в это я свято верю».