Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Знать врага в лицо

Выставка Кукрыниксов

Практически любой житель СССР знал, как расшифровывается аббревиатура «Кукрыниксы» — cодружество трех художников, лидировавших на поприще политической сатиры. С некоторыми плодами их деятельности можно познакомиться на выставке «История глазами Кукрыниксов» в музее-заповеднике «Царицыно».

Сохранилось немало фотографий, где Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов запечатлены в своей студии – будто бы за работой. На самом деле эти кадры вряд ли отражают реальный процесс. Особенно в том, что касается живописи. Ну как трем авторам писать общий холст одновременно? А если не одновременно, то в какой очередности? Вероятно, на практике существовало разделение труда – как в конвейерном производстве.

И бригада Кукрыниксов всегда ходила в передовиках, беря повышенные социалистические обязательства.

Еще в 20-е годы, после окончания Вхутемаса (как известно, громоздкие аббревиатуры тогда были весьма популярны), молодые художники уловили свою главную идею. В стране победившего коллективизма надо было действовать единой командой. Других случаев столь многолетнего и многолюдного альянса история искусства не знала – пожалуй, феномен был возможен только в советскую эпоху.

Хотя Кукрыниксы регулярно предъявляли публике совместные живописные полотна, едва ли это содружество сохранилось бы, не будь для него приоритетными жанры плаката и карикатуры. Все-таки живопись, даже идеологически выверенная, требует индивидуального порыва.

А в этом трио каждый обладал крепким мастерством и хорошими способностями – доказательством чему служат «единоличные» зарисовки и этюды.

Нет, рано или поздно они бы обязательно разругались на почве живописи. С политической же сатирой обстояло иначе. Можно было накидывать в общий котел идеи, обсуждать и поправлять эскизы, в шесть глаз следить за недопущением идейных ошибок. Эти преимущества особенно сказались в годы войны, когда требовалось не тешить чьи-то эстетические чувства, а ковать моральное оружие для победы над врагом.

Значительная часть нынешней выставки как раз и посвящена образцам этого «оружия».

Например, на огромных плакатах в формате «Окон ТАСС» обычно встречаются два антагониста: бесстрашный советский солдат и подлая фашистская сволочь, которую надо незамедлительно истребить. Изображения эти, как и сопровождающие их стихотворные строки Самуила Маршака, Константина Симонова или Демьяна Бедного, далеки от изящества. Грубость метафор, естественно, намеренная. К чему миндальничать, когда необходимо побудить зрителя взяться за «дубину народной войны». И уж тем более нет нужды усложнять сюжеты, которые печатались на упаковках солдатской каши. В экспозицию включена целая полиграфическая серия, где незамысловатые картинки от Кукрыниксов соседствуют со стихами такого рода:

«Будь ты пеший или конный, иль пилот, летящий ввысь, – подкрепившись кашей пшенной, крепче со врагом дерись!»

Едва ли на фронте требовались картинки и тексты поизысканнее.

Как не требовалось и от политических карикатур быть более остроумными и элегантными. Бригада Кукрыниксов соревновалась с коллегами, у кого образ врага выйдет непригляднее и вызовет сильнейшее омерзение публики. Это и был критерий качества. Для вечности они не работали. Даже и военное поколение едва ли помнило через несколько лет, что там были за обстоятельства с французским соглашателем Лавалем, и какими отговорками прикрывали японские милитаристы строительство новых авианосцев. Художникам следовало максимально доходчиво указать на противника и выставить его в неприглядном виде – а следующая мишень уже дожидалась своей очереди. Но, разумеется, были у Кукрыниксов свои «любимчики».

Гитлер у них фигурировал постоянно, и именно над обликом фюрера проделывались самые изощренные эксперименты.

Надо полагать, заглавие выставки подразумевает все-таки не изучение фактов истории по работам Кукрыниксов. Вернее было бы говорить о ее глубинном понимании. Эти агитки – свидетельство ожесточенного противостояния, каким был охвачен мир десятилетия назад. Когда такого рода сатира берется на вооружение, нет сомнений: схватка будет смертельной, до последнего. Экспозиция фокусирует внимание на образе фашизма, и в этом случае выражения «Смерть гадине!» не кажутся слишком резкими. А за кадром остается сатира на мировой империализм, сионизм и прочих потенциальных противников СССР. С ними тоже не особенно церемонились.

Существует ли универсальный рецепт, как градуировать ненависть и отделять тактических врагов от стратегических? И даже шире: врагов от друзей? Они ведь могут и местами поменяться – бывали прецеденты. Так что сегодняшние обращения к хрестоматийной советской карикатуре навевают скорее раздумья, чем ностальгическое умиление.

Новости и материалы
Тиньков остался должен российскому суду миллионы рублей
В Пентагоне допустили прямое вовлечение третьих стран в конфликт на Украине
Экс-депутат из Нидерландов заявил, что ЕС не компенсирует помощь Украине при победе Трампа
Небензя заявил, что США пытаются убедить мир в недопустимости оказания помощи России
В Таиланде подтвердили решимость королевства стать членом БРИКС
Стало известно, на какие занятия детей россияне тратят деньги
На Камчатке смогли остановить птичий грипп на птицефабрике
В России начали разработку национального калькулятора биологического возраста
Эксперты подсчитали, на что россияне тратят больше всего денег
Су-34 уничтожил опорный пункт противника
В промышленном центре Сибири ввели туристический налог
Врач назвала сжигающий жир овощ
Starbucks решила отказаться от платы за популярную добавку
Нейросети придумали оригинальный метод изучения языков
Врач назвала самые полезные гарниры
Россиян предупредили о подорожании блюд для новогоднего стола
Основатель TikTok стал самым богатым человеком Китая
В России будут по-новому компенсировать льготникам расходы на ЖКУ
Все новости