Прежде всего хочется поблагодарить Квентина Тарантино. Нет, правда, ведь именно он еще в начале девяностых заставил Сэмюэла Джексона носить прическу «афро», в одночасье превратив ее из элемента трэша в предмет искусства. Впрочем, певица Эрика Баду, развившая этот парикмахерский шедевр до небывалых масштабов, вряд ли руководствовалась подобными соображениями. Эта коренная американка вообще мало чем в своей творческой жизни руководствовалась. Просто так вышло, что выросла она на соуле 70-х, потом увлеклась хип-хопом, потом джазом, потом еще черт знает чем, а в итоге выдала настолько крутой замес из всего этого добра, что равнодушных на протяжении последней десятилетки все убывает и убывает. Уже собраны все титулы: «новая Билли Холлидэй», «богиня соула» и прочее — в любви ей не признался только глухой.
Вот и в минувшую субботу московская публика приняла участие в локальном этапе этого всемирного романа.
Справедливости ради напомним, что год назад певица уже нас посещала. На закрытой вечеринке одного модного журнала в Екатерининском парке тогда собралось гораздо больше ценителей таланта г-жи Баду, чем предполагалось. Многие окольными путями разжились контрамарками только ради чернокожей дивы. На сей раз она вернулась уже в открытую.
Огромный ангар самого большого столичного клуба начал интенсивно заполняться около девяти вечера. По традиции действо задерживалось, но за это время можно было подивиться разношерстности публики, вместившей в себя олдскульных рэперов и чернокожих пассий солидных менеджеров из випа. Еще можно было невзначай столкнуться в дверях уборной с бывшим клавишником «Гостей из будущего» Юрием Усачевым. Сделать это лучше было до начала выступления, потому что после шоу в глаза музыканту смотреть уже не получалось.
Богиня появилась на сцене около десяти и почти на три часа без боя завладела многотысячной толпой.
На Баду было клетчатое пальто из фильмов про черных туристов середины 90-х и желтые варежки до локтя. Уже песне к четвертой Эрика от них избавилась, оставшись в темно-розовом платье. Поначалу пыталась изобразить скрэтчи на специальном девайсе, но быстро рассталась с этой идеей, предоставила музыку музыкантам, а сама просто пела.
Ключевое слово здесь, конечно, «просто» — настоящие боги и богини по-другому не умеют. Она совершенно не напрягаясь брала какие-то запредельные ноты, читала, напевала, нашептывала, не оставляя пространства для вопросов «как она это носит?» (про прическу) или хотя бы «как она это поет?». Единственное, что оставалось непонятным, — откуда берется голос. То есть, глядя, скажем, на Монтсеррат Кабалье, все ясно: вот вам диафрагма, вот связки, годы работы, пота и крови. А здесь в какой-то момент показалось, что есть только руки, которые двигаются в такт ритму, да голова, из которой растет много волос и льются песни.
А больше и нет ничего и быть не может, потому что существа из плоти и крови так не умеют.
Даже наследственностью и корнями все это не померить: видели мы недавно разнообразных чернокожих певиц — так себе.
Баду петь могла до бесконечности — основа из густого баса и хип-хопового бита мало менялась от песни к песне. К середине представления уже самые преданные фанаты перестали пытаться понять, что за песню сейчас исполняет дива. Кроме того, певица ничуть не устала: с ее лица за все время выступления не упало ни капли пота, в то время как у коллег он льется неслабым потоком уже примерно после пятого номера.
Кульминацией стало схождение в народ.
Из-за кулис вышел Большой Черный Парень, посадил Баду на плечо и понес вдоль заграждения. Этого показалось мало, и она стала падать на руки поклонников, не прекращая петь. При взгляде на происходящее в голове отчего-то крутился титул народного артиста.
После возвращения на сцену, певица довольно быстро закончила основную часть, потом вернулась, и бис оказался чуть ли не дольше предыдущего отделения, но изнурять не способных разойтись поклонников она не стала — все хорошее когда-то надо заканчивать.