Синематограф учит нас, что в Бразилии полно донов Педро и диких обезьян. С Мексикой в данном отношении дела обстоят похуже: там в основном наркобароны и прочие эль-Марьячи. Но в последнее время взор киношников обратился к индейцам майя, которые ка-ак прыгнут!.. Вот Мел Гибсон снял свой «Апокалипсис», прошествовавший по миру довольно успешно, несмотря на то что к настоящей истории майя фильм никакого отношения не имеет (потомки индейцев даже обиделись на Безумного Мела). Но сугубо историческое кино никому и не нужно, а вот у наследников майя появился новый повод обидеться: вышел фильм «Руины», в котором индейцы, прямо скажем, показаны не слишком хорошими парнями.
Пугать так пугать, поэтому начнем с аннотации к картине.
Она гласит: «Экранизация бестселлера Скотта Б. Смита о студентах, неторопливо проводящих каникулы в Мексике. Конец спокойного отдыха знаменует идея одного из них отправиться вместе с приятелем на археологические раскопки в джунгли, где среди развалин поселилось что-то ужасное».
Казалось бы, все ясно: несчастные компании молодых людей отдаются американскими киношниками на заклание еженедельно, разница лишь в том, где это происходит и кто их убивает. В данном случае — в Мексике и «что-то ужасное». Не хватает только Уве Болла в режиссерском кресле. Но причем тут «бестселлер Скотта Б. Смита»?! А вот в этом-то и вся штука. Смит — это вам не абы кто, а оскаровский номинант за сценарий хорошего фильма «Простой план», написанный по своей же хорошей одноименной книге. Вот и на этот раз Смит сделал сценарий из довольно заметного собственного ужастика. Писатели, переносящие свои труды на экран, обычно относятся к ним весьма бережно, что идет конечному продукту на пользу. Перед нами еще один положительный пример такого подхода.
Хотя начинается все столь же плачевно, как в аннотации.
Студенты из США, которым бы пить пинаколаду и разглядывать полуголых танцовщиц в Акапулько, прутся в самую дикую часть Мексики, потому что у одного их них там, видите ли, пропал родственник. Нет чтобы позвонить Вину Дизелю, Дуэйну Джонсону или пусть даже Джону Рэмбо, который к старости впал в маразм и снова начал рыскать по джунглям, спасая сирых и убогих… А дабы совсем уж вляпаться по самые уши, компания забирается на полуразрушенную пирамиду майя. Дураку понятно, что там-то «что-то ужасное» и обитает… К тому же появляются злополучные индейцы, не пускающие юных туристас обратно. Весь малый джентльменский набор жутика-однодневки.
Но Смит есть Смит.
У него и в «Простом плане» двое провинциалов нашли самолет с деньгами мафии и давай думать, что ж с ними делать; казалось бы, тоже битый-перебитый сюжетец, но автор вытянул из него такие неожиданные повороты и такие тайны человеческого разума, обуянного алчностью, что мало не показалось. В «Руинах» «что-то ужасное» тоже отходит на второй план почти сразу вместе с индейцами — куда более жуткими предстают взаимоотношения героев, которые, несомненно, тоже смотрели стандартные попкорновые ужастики о таких же молодежных компаниях, попавших в царство ужаса. И в результате они становятся друг для друга страшнее и опаснее, чем то, что живет в развалинах пирамиды. Такой вот облико морале у американских туристов…
«Наш приятель выглядит как-то странно: давайте отрежем ему ногу?!»
И отрезают. Посмотреть, не станет ли он выглядеть менее странно. А поскольку странно выглядеть и странно вести себя рано или поздно начинают все, даже весьма сексапильные девушки, понятно, что добром оно не кончится. Хотя кто бы сомневался.
Для режиссера Картера Смита (еще один Смит! Не родственник, нет — как можно, это же вам не российское кино!) «Руины» стали дебютом в большом кинематографе. Доселе он занимался рекламой, фотографировал знаменитостей для Vogue и GQ, а потом снял пару низкобюджетных фильмов, за один из которых получил даже премию на «Санденсе». Однако сразу получить приличный бюджет, хороший сценарий и такой вот размах — это, согласитесь, отличный аванс. А если приплюсовать к этому оператора Дариуса Конджи, который работал с Жаном Жене («Деликатесы», «Город потерянных детей», «Чужой-4»), а также имеет в своем багаже, к примеру, «Пляж», «Эвиту», «Девятые врата» и «Мои черничные ночи», то становится ясно: сделать какую-нибудь туфту для Картера Смита было бы делом непростительным.
Он и не сделал.
Конечно, классифицировать «Руины» — занятие неблагодарное и путаное (хотя кто бы так мог подумать после трейлера). То ли это молодежный хоррор, то ли модное приключенческое кино с экзотическим антуражем, то ли триллер с философским подтекстом типа «вы звери, господа!»… С другой стороны, зачем придумывать рамки, если нужно просто пойти и посмотреть очень неплохое кино? Уж что-то одно из списка зритель для себя точно обнаружит. А в качестве секретного оружия остается привести отзыв на одном из блогов: «Зырил «Руины». Много зачотных сисег». Ага, пусть расцветают все цветы…