Вал весенних фотоэкспозиций, по обыкновению, похож на цунами. Фестивальные выставки пройдут в десятках музеев и галерей — особенно с учетом традиции приурочивать собственные галерейные проекты к программе «Фотобиеннале». Подобный шквал никакой концепцией обуздан быть не может, но если говорить о той его части, которая подготовлена Московским Домом фотографии, то там все-таки просматриваются признаки планирования.
В этом году заявлены три главные темы: «Свет и цвет», «Изумление» и «Магнум — 60 лет!».
В последнем случае имеется в виду, естественно, не бутыль выдержанного вина, а знаменитое фотоагентство, на которое работали многие классики ХХ века. Цитаделью «магнумовского» репертуара станет Центр современного искусства «Винзавод». Две другие темы не аккумулированы в конкретном месте, а возникают пунктиром там и тут. Под «Светом и цветом» подразумевается некоторое соперничество между цветной и монохромной фотографией, а «Изумление» намекает на проблему выбора объектов съемок.
Судя по первым выставкам фестиваля, черно-белая фотография по-прежнему в цене и сдаваться цвету не намерена. Не только мэтры былых лет, но и наши современники склонны видеть мир в градациях одной лишь светотени. А поляк Богдан Конопка, например, вместе с цветом игнорирует и всякую праздничность. В своих путешествиях по планете он отыскивает мотивы исключительно с философским звучанием. В темноту его кадров свет проникает с осторожностью – то через удаленное оконце, то через «дырку» в пейзаже, то посредством тусклого фонаря. Выставка Конопки «О природе вещей», открытая в «Манеже», выглядит несколько даже аутичной, но за внешней угрюмостью кроется весьма толковое, адекватное мировосприятие.
Соседи Конопки по «Манежу» тоже представлены преимущественно монохромными работами.
Хотя в ретроспективе американца Ральфа Гибсона нет-нет да и мелькнут яркие краски — допустим, в сериях «Бразилия» или «Хроники Готэм-Сити». Но все-таки Гибсон явно тяготеет к минимализму, так что черно-белая графика кажется для него более органичной. Из-за намеренной скупости выразительных средств здесь и эротика предстает не столь эротичной, и дремотные фантазии не такими уж фантазийными. Еще более графичны снимки итальянского классика Марио Джакомелли – иногда это просто черные силуэты на белом фоне. Во всяком случае, таковы католические семинаристы в известной серии «У меня нет рук, чтобы ласкали мое лицо». А в портретах стариков (серия «Смерть придет, и у нее будут твои глаза») время от времени используется прием затянутой экспозиции — тоже графика, только более зыбкая. Француз Эдуар Буба представлен хрестоматийным жанром уличных сценок — не только парижских, но и снятых по всей Европе. Эта гуманистическая черно-белая идиллия контрастирует с намеренной яркостью кадров другого француза, Ива Желли, который взялся поведать о своем восприятии сегодняшнего Китая.
А самая крупная экспозиция в «Манеже» называется «Первоцвет: техники и смыслы».
Нетрудно догадаться, что речь идет о внедрении цвета в фотографическую практику. Началось все с ручной раскраски альбуминовых и серебряножелатиновых отпечатков (образцов этой технологии здесь немало, встречаются просто потрясающие), затем стали появляться различные фотомеханические приемы. Следить за этой эволюцией можно с нарастающим интересом — пока дело не доходит до цветной фотографии как таковой. Журнальные снимки 70-х годов очевидным образом выходят за рамки заявленного сюжета, тут и не пахнет экспериментом — сплошной конвейер. Так что у выставки лишь один недостаток: устроители не смогли вовремя остановиться.
Параллельно с выставками в «Манеже» открылась экспозиция на 1-й линии ГУМа.
На стендах вдоль торговых рядов можно увидеть серии «Тоскана» Марка Виноградова и «Контраст» Франко Фонтана. Несмотря на такую демократичность показа, выставки хорошие. У Виноградова — в чистом виде романтические пейзажи, снятые очень профессионально. У Фонтана наблюдается концептуальный подход, реализованный не без изобретательности: природные виды стыкуются с фрагментами урбанистики, из-за чего появляется странное, но устойчивое ощущение их структурного сходства.
Стоит добавить, что выставки «Фотобиеннале» предполагают традиционную интерактивность: путем SMS-голосования будет определен обладатель приза зрительских симпатий. В целом же победителей и побежденных не будет, поскольку фестиваль устроен не на конкурсных принципах. Просто ходите, смотрите, думайте.