Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Война без противника

Фламенко Антонио Гадеса

Москва встречает весну красиво, с гитарами и кастаньетами: к нам привезли фламенко в обработке знаменитого танцовщика и хореографа Антонио Гадеса.

Три спектакля Гадеса восстановлены его фондом, основанным самим мастером незадолго до смерти. Для пропаганды наследия фонд создал специальную труппу, которая теперь кочует в мировом турне, прибавляя и без того немалое количество поклонников испанских танцев. Фламенко, кажется, единственный в Европе фольклор, который не надо поддерживать искусственно, на государственном уровне пестуя «национальную самобытность»: он отлично выживает и в эпоху глобализма, везде собирая полные залы. Адская смесь индийских, византийских, еврейских, иберийских и мавританских влияний под названием «танцы и песни андалузских цыган» действует на подсознание так же, как пламя на сухие дрова. Особенно завораживает звучание — хриплая гитара и гортанное пение. И еще ритм, который отбивают хлопками, ударами ладоней о твердые поверхности и прищелкиваниями пальцев.

Перкуссия — скелет испанского танца. А его плоть и кровь — «сапатеадо», дробный перестук каблуков, рождающий «трилью» — испанскую чечетку.

И возникает «изумительная волнообразная вибрация», о которой писал поэт Гарсиа Лорка, всю жизнь восхвалявший фламенко. Кстати, первый балет программы, «Кровавая свадьба», поставлен по пьесе Лорки. Сюжет, основанный на действительных событиях, прост: невеста сбегает с собственной свадьбы к любовнику, муж бежит за ними, догоняет, соперники в драке режут друг друга насмерть. В постановке нет декораций и минимум реквизита. Собственно говоря, реквизит здесь один — острый нож-наваха. Этим же ножом Хозе в другом балете убьет Кармен.

Нешуточные испанские страсти Гадес в свое время обратил в спектакли, а потом вместе с режиссером Карлосом Саурой — в знакомые многим одноименные фильмы.

В сравнении с кино спектакли не так эффектны, особенно «Кровавая свадьба», в которой много сентиментальной пантомимы и мало танцев. Впрочем, эффект съемок в «Свадьбе» все равно присутствует — схватка сделана в рапиде, отчего мгновенное смертоубийство длится несколько мучительных минут. А в «Кармен», где музыка Бизе слита с песнями фламенко, полно «кинематографических» деталей крупным планом. Вот женщины — очи черные, очи жгучие — коряво сидят (раздвинув ноги и задрав юбки), вульгарно стоят, ходят растопырившись, эротически играют с подолами платьев. А вот мужчины, похожие на объезженных мустангов, как будто укрощены цивилизацией, но внутри живет воспоминание о былой дикой свободе. Кармен у Гадеса — анархистка, Хозе — собственник. Историю разыгрывают как бы всерьез и одновременно понарошку: некая танц-труппа репетирует спектакль по Мериме, по ходу дела вторгаясь из искусства в реальность.

В финале неясно, было ли убийство на самом деле, или просто «театр в театре» получился такой… убедительный.

Несколько лет назад Саура в интервью рассказывал мне, как, занимаясь съемками фламенко, он сделал открытие: «В женском теле есть некая линия разделения. Ниже талии — сфера земли, которая притягивает. Выше талии — связь с небом, устремленность в воздух, поэзия. Женщины могут совмещать обе области в одном теле. Удивительно!» Сочетание тяжелого и легкого рождает феномен фламенко — состояние войны без противника — асы фламенко, когда танцуют, не нуждаются в партнерах или даже в зрителях. Они разговаривают сами с собой — и с вечностью. Это хорошо прочитывается, когда к фламенко не пришлепывают сюжет. В раннем балете Гадеса «Сюита фламенко» сюжета как раз нет, а есть хрестоматия разных стилей фламенко — от сольной мужской «фарруки» до парного фанданго и массовой удалой «севильяны». В этой антологии, где приплясывали даже пожилые толстые певцы и гитаристы, показана еще одна особенность танца: его можно воплощать в любом возрасте и при любой комплекции.

Был бы жар в крови.

На спектаклях думалось, что «фламенко и загадочная русская душа» — интересная и неисследованная тема. Танцы проходили в мертвой тишине: публика смотрела на исполнителей, как кролик, завороженный удавом. Это было явное «пельиско» — так называют в Испании эмоциональное воздействие на чувства зрителей, которое создает хорошее пение, хорошая гитарная игра или хороший танец. И нужды нет, что по большому счету лишь немолодая Стелла Араузо — исполнительница Кармен и главная солистка в «Сюите Фламенко» — подпадает под вдохновенные строки того же Лорки: «Так прощается с жизнью птица под угрозой змеиного жала». Остальные исполнители, кто больше, кто меньше, демонстрировали владение школой и цепко заученное вдохновение. Но, оказывается, и этого хватает, если речь идет об испанских танцах.

Нам много не надо.

Были б женские танцующие пальцы, похожие одновременно на змеиные головы, на раскрытый цветок и на игру веера. А вскинутая мужская рука пусть мгновенно рассекает воздух, подобно удару меча. Прав Иосиф Бродский, его иронический стих на глазах становится правдой: испанец в пляске и впрямь «ставит ногу, как розу в вазу».

Новости и материалы
Доля российских удобрений на рынке Европы рекордно выросла
Посетитель ночного клуба признался диджею в любви и откусил ему ухо
Названы уязвимые к российским холодам автомобили
Марочко сообщил, что украинские военные сбросили тела неизвестных в реку
ВС РФ уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки в ЛНР
«Вашингтон» без сломавшего ногу Овечкина проиграл «Колорадо»
Во время урагана в Москве пострадали не менее четырех человек
Стало известно, как Украина хочет «сбивать» российские ракеты «Орешник»
Эстония лишь спустя три дня после удара «Орешника» созовет Совбез по Украине
Крупная автомобильная авария произошла на юго-востоке Москвы
США предупреждали союзников о применении Россией «экспериментального оружия»
«Вашингтон» опубликовал заявление о переломе ноги у Овечкина
Рэпер Noize MC не признал вину в дискредитации российской армии
Снижение скорости интернета может указывать на подключение чужих к Wi-Fi
Медведев опубликовал видео атаки российской гиперзвуковой ракетой «Орешник»
В Москве и Подмосковье замедлился рост цен
В православном монастыре Германии рассказали о единении русских и украинских прихожан
ВС РФ уничтожили опорный пункт ВСУ, мешавший продвижению под Купянском
Все новости