В этом году объявления оскаровских номинантов ждали, может, и не меньше, чем раньше. Но обсуждений, кого же возлюбят киноакадемики на этот раз, меньше было точно. По крайней мере, непосредственно в США заинтересованные стороны — от кинематографистов до прессы — были захвачены противоборством сценаристов и мироздания, отказывающегося платить им столько денег, сколько им хочется. Когда отменилась церемония вручения «Золотого глобуса», затаенное дыхание стало угрожать мозговой деятельности, но нет — «Оскару» вроде как быть.
Можно выдыхать и запоздало приниматься обсуждать, что же снобы-академики решили одобрить.
В прошлом году главной интригой был получивший «Золотого глобуса» «Борат», которого академики предпочли не заметить. В этом такой интриги нет, видимо, из-за того, что Борат Сагдиев в этом году ушел в литературу. Зато крайне странным выглядит, что «Гангстер» классика Ридли Скотта остался не у дел — его заслуги, с точки зрения академии, лишь в области лучшей второстепенной женской роли и художника. В прошлые годы таким образом поступали только с австралийским отморозком Мелом Гибсоном. Ну, с ним понятно — индейцев любит, а евреев не уважает. А Скотта-то за что? И уж совсем странно, что Дензела Вашингтона обошел исполнитель роли Коляна в кроненберговском «Пороке на экспорт» Вигго Мортенсен. Мы ничего не хотим сказать про достойнейшего во всех отношениях мистера Мортенсена, но все же. Также странно, что и вовсе мимо номинаций пролетели третий «Шрек» и главная мультпремьера года — «Симпсоны в кино». Оправдать подобную опрометчивость может лишь то, что в список лучших документальных фильмов попало «Здравозахоронение» Майкла Мура.
Что касается фаворитов, то ими стали облюбованное «Глобусом» «Искупление», встретившее непонимание у критиков, разговорный «Майкл Клейтон» про напуганного Джорджа Клуни и «Старикам здесь не место» братьев Коэнов.
С «Искуплением» все ясно — очень красиво и бессмысленно, зато с Кирой Найтли в зеленом платье и с неувядающей Ванессой Редгрейв. За все это мелодрама получила семь номинаций, в том числе за платье и лучший фильм. С «Майклом Клейтоном» чуть сложнее — это не костюмная безделица, а самый что ни на есть психологический триллер про запутавшегося адвоката. Если адвоката играет Джордж Клуни, то это только усугубляет дело и дает фильму номинацию на лучшего актера. И лучший фильм заодно.
Лидируют же по числу номинаций незаслуженно обойденные лишившимся торжественности «Глобусом» Коэны с неовестерном «Старикам здесь не место». В этом фильме есть все, за что мы любим Коэнов: бессмысленная жестокость, много крови, очень страшно и Хавьер Бардэм с лучшей в мире прической. «Старики» получили восемь номинаций, в том числе и за лучший фильм, лучшего актера второго плана и лучшего режиссера — за возвращение к истокам.
Среди претендентов на лучшую мужскую роль, помимо Клуни и Мортенсена, замечен Джонни Депп за роль маньяка-парикмахера в «Суини Тодде, маньяке-парикмахере» и гениальный Дэниэл Дэй-Льюис за «Нефть». С женскими ролями попроще — фаворитки тут лауреат «Золотого Глобуса» Марион Котияр за роль Эдит Пиаф в «Жизни в розовом цвете» и Кейт Бланшетт за Елизавету в «Золотом веке» и одного из Бобов Диланов в «Меня здесь нет».
Что же касается российской продукции — на нынешней церемонии с ней все почти по-прежнему: в число номинантов попали михалковские «12» и «Монгол» Бодрова. Кроме них, «лучшим фильмом на неанглийском языке» могут стать антисоветская «Катынь» Вайды с советским заступником поляков Сергеем Гармашом про зверства НКВД, израильский «Бофор» и австрийские «Фальшивомонетчики».
Слово «почти» использовано потому, что из-за неожиданного выдвижения национального блокбастера россияне не заметили, что, кроме «Дюжины», среди номинантов появился короткометражный мультфильм получившего статуэтку в 2000 году Александра Петрова «Моя любовь». Петров, к слову сказать, номинируется на премию уже в пятый раз — куда тут Михалкову.
Остается добавить лишь, что вести восьмидесятую церемонию доверили комику Джону Стюарту.
Торжественная церемония назначена 24 февраля. Если ничего не сорвется.