Во-первых, Нора Джонс – одна из самых популярных современных певиц, которая издает свои альбомы на одном из авторитетнейших джазовых лейблов – Blue Note. Впрочем, ее музыка не является в строгом смысле джазом – это смесь джаза, кантри, блюза и соула. Во-вторых, она дочь знаменитого ситариста Равви Шанкара, но не любит говорить о своем отце, потому что за всю жизнь видела его всего раз десять. Недавно Нора Джонс сыграла главную роль в фильме знаменитого режиссера Вонга Кар Вая «Мои черничные ночи». Партнерами актрисы стали Джуд Лоу, Натали Портман и Рэйчел Вайс. Героиня Джонс путешествует по стране в поисках правды о любви.
В музыкальном бизнесе много сумасшедших, но вы выглядите совершенно нормальной. Говорят, например, что во время интервью с Мадонной нельзя смотреть ей в глаза. Про вас же я ничего подобного не слышал, хотя вы тоже крутитесь в этой среде.
Я все же обитаю в несколько другой музыкальной среде, чем Мадонна. И хотя мои пластинки хорошо продаются и очень успешны, я чувствую, что это, скорее, случайность, чем результат тяжелой работы. Мадонна же очень много работает на свой статус и она его заслуживает.
Как вы считаете, ваша музыка изменилась после того, как вы снялись в кино? Дал ли этот опыт какой-то толчок вашему творчеству?
Не думаю, что моя музыка изменилась. Думаю, изменилось мое отношение к творчеству. Быть может, я стала более уверенной в себе. Я никогда не была такой, как Бейонс, Мэрайя Кэрри или Мадонна. Я, скорее, из тех музыкантов, что нервничают на сцене и не знают, куда деть руки. Да, теперь я стала чувствовать себя увереннее, снимаясь в видеоклипах и находясь на сцене.
Почему вы решили сняться в кино?
В тот момент мне ужасно хотелось попробовать заняться чем-то новым. Но я бы не решилась, если бы не доверяла режиссеру. Мне очень нравятся его фильмы, и я подумала, что он знает, о чем просит. Таким образом, я обрела уверенность через его уверенность.
Но вы даже не любите снимать видеоклипы к своим песням.
Да, раньше я совершенно не любила снимать клипы, но теперь стала относиться к этому спокойнее. Наверное, из-за фильма. Хотя это разные вещи. В клипах я должна быть собой, я пытаюсь раскрыться, быть искренней. В фильме же была не я, мне пришлось стать кем-то другим.
Как работает Кар Вай?
Он дает четкие указания, говорит, что ему нравится, а что нужно поменять. И мне нравится, как он это объясняет. Он никогда не скажет: «Неплохо, но скажи это вот так». Он скажет: «Представь, что ты…» и получит требуемую эмоцию. Это так поэтично.
А вам, конечно, нравятся поэтичные люди?
Думаю, да.
Как Вы работали над ролью? Пытались ли проникнуться состоянием героини?
Да, я старалась, как могла. Но я же не профессиональная актриса, и рада тому, что мы нашли характер, прошли этот этап. У Джуд и Рэйчел были свои идеи по поводу отведенных им ролей. Кар Вай же корректировал, «настраивал» каждого персонажа и находил его. Так же было и со мной, хотя у меня не было предварительных идей о моей героине. Но ведь она получилась очень объемной в конечном итоге?
Не думаете сами написать сценарий?
Я не знаю, как это. Но сейчас я определенно куда больше интересуюсь кино, чем раньше. Это действительно актуальное искусство: все эти углы камеры и прочее очень интересно.
Доверие, уверенность — очень важные для вас понятия?
Да, полагаю, что да.
Почему?
Не знаю. Думаю, что этот фильм… Он производит впечатление, будто я была очень уверена в себе – это не так. Но у меня сильная воля, и я решила достойно сняться в этом фильме. Это не была уверенность. Я просто сказала себе: «Ну, я знаю себя и я, вероятно, могу отлично сделать это, если я по-настоящему посвящу себя этому, и если мне будет комфортно».
Если вы решитесь еще раз сняться в кино, то предпочтете поэтичного режиссера, а не фильм вроде «Индианы Джонса»?
Наверное, да. Мне нравится иногда смотреть подобные фильмы, но мне интересны такие режиссеры, как братья Коэны, Тим Бартон или Мишель Гондри.
Но ваши песни совсем другие.
В смысле?
Они не похожи по духу на то, что делают Коэны и Бартон.
Ну, не знаю. На моем последнем альбоме есть миленькая и очень бартоновская песня.
Вы когда-нибудь думали о том, чтобы бросить все и отправиться в путешествие?
Да.
Когда это было?
Я ездила в Остин несколько месяцев назад на пару недель и отправилась в путешествие. Это было забавно. Мне нравится ездить через страну, так можно многое увидеть. Это напоминает мне о детстве, когда моя мама всегда путешествовала с нами.
Какое Ваше самое лучшее воспоминание?
Наверное, когда мы встали лагерем на большом повороте и отправились в Гранд Каньон. И еще однажды, когда мне было 12 или 11, мы проехали от Техаса до Аляски. Мы ехали шесть месяцев. Для своего возраста я очень много путешествовала.
Не боитесь, что узнают во время таких поездок?
Нет, все не так плохо. Во время поездки в Остин никто меня не узнал.
Может, из-за того, что певцов меньше узнают, чем актрис?
Да, особенно меня. У меня немного клипов, не так много, как у остальных моих коллег. А еще я не крашусь. Я стараюсь выглядеть иначе, когда меня снимают. Мне нравится выглядеть хорошо, но это не значит, что я одеваюсь так же, когда я не на людях. Я не хочу быть узнаваемой.
Кем лучше быть – певицей Норой Джонс, выпускающей новый альбом, или актрисой Норой Джонс, снявшейся в новом фильме?
Понятия не имею. Это ведь совсем разные вещи. Мой альбом – это мое сердце, моя душа, мои внутренности и моя кровь. Я создаю каждую его частичку. В особенности, мой последний альбом, для которого все песни я написала сама. Фильмом я очень горжусь, но я не сделала его целиком, поэтому это другое.
Выпускать новый альбом более рискованно?
Да. Соглашаясь сняться в фильме, я понимала, что ничего не теряю. Если люди сочтут, что я плохая актриса – ну и ладно, я же не собиралась становиться актрисой, я просто хотела попробовать что-то новое.
Что насчет ваших музыкальных планов на ближайшее время?
Сейчас я взяла паузу. У меня есть несколько новых песен, и я работаю над ними, и, возможно, они скоро будут записаны. Но я только что вернулась из длинного тура и мне надо просто отдохнуть дома.
И когда же нам ждать нового альбома?
Понятия не имею.
Я как-то читал интервью, в котором вы рассказали, что после выхода первого альбома наступило худшее время в вашей жизни. Это так?
Не совсем. Но, думаю, тот год, когда вышел альбом, – да, он был ужасен. Я тогда еле справилась с обрушившимся успехом и выпуском альбома.
Кар Вай говорит, что в наши дни люди обсуждают свои проблемы не с близкими людьми, а с незнакомцами. Как и ваша героиня Элизабет. А вы как считаете?
Нет, я обычно обсуждаю проблемы с друзьями.
Что вы сделали неправильно? О чем жалеете?
Ни о чем не жалею. Я все сделала правильно.
Вы когда-нибудь думали о том, чтобы все это бросить?
Да. Когда вышел мой первый альбом, я была вынуждена много общаться с прессой. Так много, что музыка ушла на второй план. Я чувствовала себя несчастной. И тогда я подумала: «Стоп! Я только что продала миллион пластинок. И я говорю – хватит!» Это был тот момент, когда я поняла, что могу контролировать ситуацию. Меня не напрягает общаться с людьми, люди прекрасны, дело в количестве и характере разговоров — ведь приходилось целыми днями обсуждать и анализировать себя и свою музыку.
Зато вам не обязательно посещать психотерапевта.
Мне не нужна терапия. У меня есть интервью.